Автомобиль уже давно для современного человека перестал быть роскошью и стал средством передвижения. Экономя время, люди все чаще выбирают добраться до пункта назначения не пешком, а на транспорте. Несмотря на то, что в некоторых семьях уже не одна, а несколько машин, еще есть и те граждане, кто активно передвигается по городу с помощью такси.
В нашем городе их достаточно много, но в последнее время очень много нареканий на сервис, который они оказывают. К нам в редакцию поступила тьма обращений, в которых мы и решили разобраться.
Как так можно поступить? – с этих слов начала разговор с нами жительница Воложина Анжела. – После операции мне пришлось добираться на улицу Ленина пешком, потому что не смогла вызвать такси.
Набрала сначала один номер. Получила ответ: «На заказе в Ивенце». По второму единому номеру позвонила, спросили – откуда и куда? После обозначения мною маршрута – от больницы на улицу Ленина – голос сообщил, что занят. Я готова была подождать и об этом сказала таксисту. Но он категорично ответил: «Долго буду занят». Как, впрочем, и всегда, когда набираешь этот номер и просишь подвезти на улицу Ленина.
Пока стояла на остановке и вызывала автомобиль, подходили женщины и говорили, что эта ситуация не исключение. Как только таксисты слышат адрес деревня Макаровка, улица Ленина, отказываются ехать под предлогом «занят». В тот день мне пришлось пешком с наложенными швами добираться домой, останавливаясь по пути перевести дух. В какой-то момент дошла до Набережной, прислонилась к столбу и заплакала. Ехали неравнодушные люди и предложили подвезти.
Конечно, одна ситуация может быть исключением, но она не единственная. Однажды с мужем вышли из сетевого магазина с большими пакетами и вызвали такси, чтобы доехать домой. Пока набирали номер, увидели, что звоним в такси, которое стоит на площади. Видим, как водитель снимает трубку, после названного адреса говорит, что занят и продолжает стоять на том же месте еще 20 минут. Что это было, до сих пор не понимаю?
Еще одна наша собеседница рассказала, что тоже не смогла вызвать такси и доехать на улицу Ленина:
– Возвращаясь из поликлиники домой с новорожденным ребенком на руках, получила отказы от такси.
Под предлогом «занят» никто не приехал. Пришлось без коляски с маленьким ребенком идти пешком до площади зимой и ждать автобуса.
Пожаловалась на работу такси и жительница деревни, которая расположена возле Воложина:
– Большинство водителей указывают время работы либо круглосуточное, либо с 7 утра. Но однажды мне необходимо было в 7 утра выехать в больницу. Кому ни звонила, мне сказали: «Извините, работаем с 9 утра». Пришлось идти пешком до маслосырзавода, пока не подобрали по дороге проезжающие машины.
Много нареканий мы получили по поводу цены поездки:
– Нехорошая ситуация у нас с такси. Сказать, что машины приезжают убранные, в хорошем состоянии, то нет. Чеки не выдаются, кассовых аппаратов нет. На заказ приезжает совсем другая машина. Не устраивает и цена: 5 рублей в независимости от километража. А сейчас стоимость еще выше. В Минске, когда приезжает такси, тебе сразу говорят, сколько будет стоить поездка. Кем придуман прейскурант цен в Воложине, непонятно.
Чтобы проверить полученную информацию, мы решили сами вызвать такси на улицу Ленина. Для этого выбрали не самое загруженное послеобеденное время. Из набранных 5 телефонных номеров, ответили все. Но согласился нас везти только один водитель. Предлагаем вам фрагмент разговора:
– Здравствуйте. Это такси?
– Да.
– Вы свободны?
– Говорите, что хотели.
– Сможете забрать меня с улицы Ленина?
– Занят. Позвоните по другому номеру.
– Смогу подождать.
– Буду занят еще долго. Набирайте другим.
После проведенного эксперимента мы разместили наклейку в Инстаграм и получили более 70 отзывов.
Из них – только 3 положительные. И здесь напрашивается вопрос: «Кто виноват, и что делать?»
За ответами обратились в Транспортную инспекцию. Заместитель начальника регионального отдела автомобильного и весогабаритного контроля в Молодечно УКАТ Павел Королевич пояснил:
– Если водитель такси отказал в поездке, вам необходимо зафиксировать этот случай. Делаете скриншот или запись разговора, пишите заявление в Транспортную инспекцию. В нем указываете, что обращались по такому-то номеру, и вам отказали в поездке. Данного водителя мы будем вызывать и привлекать к ответственности. В первый раз он получит предупреждение, а затем штраф. Если это не поможет, мы проведем полную проверку.
Также получили ответ из инспекции Министерства по налогам и сборам по Воложинскому району:
– При осуществлении пассажиром расчета денежными средствами непосредственно в автомобиле такси, водитель должен провести сумму оплаты через кассовое оборудование и карточный платежный терминал (при расчете карточкой), а также выдать пассажиру платежный документ.
Информацию о допущенных нарушениях (с указанием обстоятельств, даты, места, наименования субъекта хозяйствования, суммы денежных средств, принятых с нарушением, иных сведений, подтверждающих прием денежных средств с нарушением) можно предоставить в адрес инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Воложинскому району. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 г.
№ 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели могут обратиться в письменной, устной или электронной форме в государственные органы (подача электронных обращений осуществляется посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений – обращения.бел).
Обращаем внимание, что: нарушение порядка приема средств платежа при реализации товаров (работ, услуг), без применения кассового оборудования влечет административную ответственность, установленную статьей 13.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую наложение штрафа в размере:
• на должностное лицо субъекта хозяйствования – до 30 базовых величин;
• на индивидуального предпринимателя – до 50 базовых величин;
• на юридическое лицо – до 100 базовых величин;
нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг влечет административную ответственность, установленную частью первой статьи 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую наложение штрафа в размере:
• на должностное лицо субъекта хозяйствования – до 50 базовых величин;
• на индивидуального предпринимателя – до 100 базовых величин;
• на юридическое лицо – до 200 базовых величин.
Цель нашей статьи не обличить в недобросовестном оказании услуги всех подряд. Понятно, что так поступают не все водители такси. Но те, которые ведут себя непорядочно, точно узнают себя в репортаже. Несмотря на то, что такси в нашем городе – услуга индивидуальных предпринимателей, за ее оказание также предусмотрена ответственность. К ней и хотим призвать.
Если у вас есть другие сведения о работе перевозчиков, мы готовы их принять и обсудить. А также продолжим наблюдать, как изменится ситуация.
Наталья НЕМКЕВИЧ,
фото автора