Жители дома № 35 по улице Партизанской райцентра обеспокоены состоянием стен своего жилого строения. Испещренный трещинами фасад, кроме того, что красотой не отличается, явно навевает мысли о небезопасном проживании людей. Так в чем же дело?
Условным «парламентером» на переговоры с компетентными структурами выдвинул себя Александр Иодо, проживающий в квартире № 1. Сам принял решение позаботиться о состоянии дома, потому что является специалистом в области строительных работ. И вполне компетентно может прокомментировать создавшуюся ситуацию, что он и сделал:
– Дело в том, что дом с одной стороны стоит практически в яме. Долгое время происходило подтопление подвалов цокольного этажа, находящегося в введении нашего коммунхоза. Помещение не использовалось, было закрыто, и там, как говорится, на мой взгляд, полный непорядок.
Я предупреждал: со временем все, что просачивалось внутрь подвалов, уйдет под основание фундамента, и дом начнет «трещать». Мои доводы не воспринимались всерьез. И что мы видим на сегодняшний день? Так оно и вышло.
Когда все же до специалистов коммунальной службы дошло, что могут произойти неприятности, организация начала делать лоток для сточных вод по периметру здания вдоль отмостков. Но эта конструкция слишком мала, я считаю, для того объема воды, который стекает с крыши в сильный дождь. Поэтому она попросту не справится со своим назначением. С кровли идут четыре трубы диаметром 150 мм, а лоток всего 75 мм. Напор такой, что вода даже в него не попадает и все равно оказывается в подвале. Одним словом, деньги, затраченные на это, уйдут на ветер.
Писал я и в облисполком, и в ЖКХ Минской области, и в Совет Республики. И писать я не устал. Мне отвечали, что все сделано «от и до», и чего еще хотеть. Дело в том, что я в области обследований зданий работаю уже семнадцать лет и опыт у меня достаточный. По всей Беларуси работаю и делаю заключения. Эти трещины, которые представляют достаточную угрозу безопасности жильцов, вызывают вполне конкретную тревогу. Все это в конечном результате чревато обрушением строительной конструкции. Уже и кирпичи начали выпадать из стены.
А процесс продолжает динамично прогрессировать. Вот и моховая растительность пошла по отмосткам из-за застоя воды.
В результате долгих «писательских тяжб» все же приехали представители проектного института, которых весьма впечатлило все, что они увидели. Специалисты сделали обследование для подготовки заключения. Как они сказали, необходимо усиление конструкции, а это сложный процесс. В Воложинском жилкоммунхозе вряд ли есть такие специалисты. Другой вариант: пусть наймут компетентную организацию и заплатят. Хотя это очень дорогостоящее удовольствие.
В целом, главное – предотвратить форс-мажор. И чем быстрее этим заняться и принять соответствующие меры, тем, вероятнее всего, этого можно избежать. Я слов на ветер не бросаю. Сначала любую ситуацию просчитываю, а уж потом с полной уверенностью говорю или пишу. Все должно быть аргументировано и убедительно доказано.
Жительница крайнего подъезда этого же дома Людмила Александрова выразила по поводу жилищных проблем свое мнение:
– Неоднократно проводилась экспертиза самими работниками ЖКХ. У нас промерзают стены, и по квартире идет сырость от пола, потому что в подвал стекает вода, которая стоит под домом в виде луж и просачивается между отмостками и внешней стеной здания. Коммунхоз только засыпает и засыпает песком, но это же не правильно. Специалисты, которые приезжали из Минска, сказали, что вообще необходимо утепление фасада. А наши местные рекомендовали два года назад проветривать квартиру. Наверное, это надежней. Мы стали делать ремонт, отбили все откосы возле окон, по-новому заштукатурили. А через некоторое время опять поползла плесень.
Вот так и воюем много лет. Но почему-то нас слышать не хотят. Устали бороться.
Соседка по площадке Елена Шидор также обеспокоена состоянием дома, которое явно требует вмешательства:
– Мне 64 года и в этой квартире живу уже около 30 лет. Конечно, здание давно напрашивается на ремонт, причем капитальный. Но этот вопрос почему-то висит в воздухе. А тут еще и трещины образовались по всему дому. Вода подмывает фундамент, отсюда такая сырость пошла, вообще невозможно находиться в помещении. А на первом этаже это особенно чувствуется.
Очевидно, что может произойти все, что угодно, ввиду разломов фасада. Никто не желает, чтобы дом «разделился» на две половины. А никому и дела до этого нет. Когда, не дай бог, произойдет какой-то обвал. Видимо, тогда на это обратят внимание соответствующие компетентные структуры. Это страшно.
Постройке уже 51 год и капитального ремонта никто не производил. Почему-то другие дома ставят в план гораздо раньше, чем по прошествии полувекового периода с момента сдачи в эксплуатацию. Надо что-то делать, иначе будет трудно избежать крупных неприятностей. И тогда начнут искать виноватых. А зачем? Наш Александр Викторович бьет тревогу, потому что он строитель по профессии и понимает, к чему может привести подобное явление с трещинами в стенах. Но почему-то к нему никто не прислушивается.
Татьяна Пашковская, которая живет на третьем этаже первого подъезда, описала положение вещей так:
– С самого первого дня постройки дома здесь жили мои родители, а потом переехали и мы. Получилось, что проблема трещин для нас актуальнее, чем для всех остальных. Поэтому очень хочется, чтобы какие-то шаги по отношению к нашей беде уже начали совершаться. А чего ждать?
Я не знаю, что можно сделать со стенами, но больше всего трещин идет именно около нашего окна. Вокруг рамы оконного проема на кухне она особенно крупная. Ее раньше не было. Это вызывает тревогу за безопасность нас и наших детей. Плесени у нас пока нет, ведь она идет снизу. Но можно себе представить, если она доберется до третьего этажа, что будет на первом.
В уголках уже видны трещины. Кирпичи вокруг всех окон уже давно сами по себе, цемент весь вымыло дождем, поэтому они периодически выпадают из своих мест. При виде всего этого, люди начинают нервничать. Во дворе обсуждается данный вопрос. Но первого подъезда это особенно касается. И мы не теряем надежды, что какие-то меры для нашей безопасности все же будут приняты.
Заместитель директора РУП «Воложинский жилкоммунхоз» Андрей Лиштван по вопросу состояния данного дома сообщил следующее:
– Действительно, есть моменты, которые требуют вмешательства. Поэтому был дан запрос в научно-исследовательское проектно-изыскательское Республиканское унитарное предприятие «Институт «Белжилпроект» и получено «Техническое заключение о состоянии стен здания и причинах образования трещин». По результатам обследования мы выставили маяки, за которыми необходимо наблюдать в течение полугода. На данный момент разрывов не наблюдается. По выводам заключения данное строение занесено в планах на капитальный ремонт, поэтому в скором времени закажем изготовление проектной документации и устранять неполадки будем в следующем году.
Вопросы всегда в этих ситуациях одни и те же: «Кто виноват?» и «Что делать?» А делать не что-то, а совершенно конкретные вещи нужно обязательно.
Екатерина КОРОЛЬ,
фото автора