Антонина Тихоновна до конца не верила, что держала в руках похоронку. Ее муж Николай Сысоев ушел на фронт в 1942 году. Остались семилетний Володя и маленькая Тамара, которую Николай Андреевич видел всего лишь один раз. На дворе уже июль 1944-го.
Как же так! А жизнь продолжается. Жить надо…
До начала войны Николай Сысоев работал начальником почтового отделения и завсберкассой в селе Эксталь Тамбовской губернии. С начала войны и до 4 мая 1942 года – на заводе РевТруд в
г. Тамбове. До этого времени на призыв к военной службе у него была бронь, потом все же призвали.
Тамара Николаевна, конечно же, отца своего не помнила. Слишком рано все случилось. Зато она постоянно видела, как мама плакала над единственной оставшейся отцовской фотографией. Видела и бесконечно переживала. Однажды она не выдержала и просто порвала снимок, чтобы избавить родного человека от мучительных страданий. Так как связь с родственниками со стороны Николая Сысоева утерялась ввиду разбросанности из-за военных действий, визуального изображения Николая Андреевича не сохранилось.
Зато осталось упрямое желание выяснить, в каком уголке земли нашел покой гвардии рядовой, ушедший на фронт защищать свою огромную Родину от фашистской чумы и сложивший голову за мирное небо последующих поколений.
Вся поисковая работа началась с запросов в военные архивы бывшего Советского Союза. Но это не сразу дало результат. Сначала обратились к первому изданию российской книги «Память», но ничего не нашли. Затем нашлась в Тюмени вторая часть этой книги, и тоже ничего. В 2015 году была получена справка из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, из которой стало понятно, куда следует проложить свой путь в поисках места, где вражеская пуля оборвала жизнь простого тамбовского парня. И поиски возобновились уже на белорусской земле.
Один из правнуков погибшего героя Михаил Булгатов проживает в российском городе Иркутске. Он то и развернул всю деятельность по переписке с компетентными инстанциями.
Сначала Михаил Вадимович отправился в Москву, где не так давно на Кубинке был открыт музей истории Великой Отечественной войны. Там ему пояснили, что вся интересующая информация есть в интернете на сайте. К сожалению, и в этом случае попытки оказались тщетными. В итоге было принято решение продолжить поисковую деятельность на территории Республики Беларусь.
Мы очень благодарны белорусскому государству за то, что оно так бережно хранит свою историю и семейные ценности. Низкий поклон стране, которая столько делает в отношении павших героев.
Никита Ходаков
По рекомендации центрального военного архива РФ сначала вопрос был адресован ведущему специалисту направления идеологической работы и социальной защиты военного комиссариата Гродненской области, подполковнику в отставке, председателю Гродненского областного совета Белорусского союза офицеров Александру Кавуну. На обращение пришел ответ, в котором содержалась следующая информация:
«Пишу Вам, так как нашел захоронение Сысоева Николая Андреевича под номером 452, которое находится по адресу: Минская область, Воложинский район, агрогородок Богданов. Место можно найти пошагово (алгоритм прилагается).
Там, где Вы нашли своего прадеда, в списках безвозвратных потерь есть еще много военнослужащих, погибших в Богданово. Эти фамилии есть на памятнике и в базе «Книга памяти Республики Беларусь» в захоронении № 452. Фамилии же Вашего прадеда нет ни там, ни там.
Следовательно, он значится, как неизвестный. У Вас есть все основания после предъявления списка безвозвратных потерь требовать или предлагать органам власти внести фамилию Вашего прадеда в список захоронения № 452 и в базу.
Это компетенция органов власти. Военные комиссариаты такими полномочиями не наделены. Поэтому советуем обратиться в Воложинский райисполком и ждать ответа в срок согласно законодательству».
Все так и сделали. Никто ничего требовать не стал. Просто связались с Минским областным исполнительным комитетом, после чего главный специалист отдела идеологической работы и по делам молодежи облисполкома Сергей Вабищевич направил информацию в соответствующие инстанции. В итоге начальник отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Воложинского райисполкома Ирина Жданюк оказала непосредственное содействие в решении вопроса, подключив районный краеведческий музей.
По данным материалов, собранных работниками музея, выяснилось, что полное освобождение Воложинского района состоялось к концу дня 7 июля 1944 года. Далее советские войска двинулись на Лиду и Вильнюс. А за станцию «Богданово» бои шли 6 июля 1944 года. Так завершилась белорусская наступательная операция «Багратион».
Все совпадает. В архивной справке Министерства обороны Российской Федерации написано так:
«По документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии за период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. установлено, что ручной пулеметчик второго мотострелкового батальона второй гвардейской мотострелковой бригады гвардии рядовой Сысоев Николай Андреевич, 1912 года рождения, уроженец Тамбовской области, Тамбовского района, Экстальского сельского совета, села Эксталь, призванный 4 мая 1942 года Тамбовским РВК Тамбовской области, погиб 7 июля 1944 года. Похоронен: 600 метров севернее ст. Богдановичи у проселочной дороги Белорусской ССР (так в документе).
Населенный пункт Богданув (так в документе) располагался примерно в 29 км юго-восточнее крупного населенного пункта Ошмяны Гродненской области Республики Беларусь».
И вот уже другой правнук героя Великой Отечественной войны, рядового Сысоева Николая Андреевича, похороненного в Братской могиле агрогородка Богданов, Никита Ходаков прилетел из российского города Иркутска, чтобы возложить цветы к обелиску.
Шесть тысяч километров преодолены не зря. Вместе с супругой Анной молодой человек посетил место захоронения и набрал горсть белорусской земли, чтобы отвезти своей бабушке, дочери погибшего воина.
80 лет ничего не было известно о фронтовике после вручения его жене похоронки о смерти супруга в 1944 году. Но, благодаря упорству в поисковой работе потомков Николая Андреевича и участию в этой истории многих неравнодушных людей, все же путь в 80 лет был преодолен, и вот уже имя доселе безвестного героя вписано в строку Памяти на обелиске.
Никита Юрьевич выразил безграничную радость по поводу результата поисков и своего присутствия возле места захоронения, а также возможности почтить память своего прадеда личным присутствием возле памятника:
– Спасибо за столь теплый прием. Мы проделали длинный путь, чтобы побывать на могиле моего прадеда. Это очень важно для меня, поскольку история моей семьи, как и в целом история нашей страны, мне небезразлична, как она небезразлична для всех граждан, которых коснулась страшная трагедия – Великая Отечественная война.
Для моей бабушки все, что произошло, имеет огромное значение, так как она теперь знает, где могила ее отца. И вот мы с женой взяли отпуск, чтобы побывать здесь и поклониться не только прадеду, но и в его лице всем воинам, кто сложил голову в боях за освобождение родной земли. Я думаю, что наша Тамара Николаевна просто счастлива, ведь та работа, которую она проделывала на протяжении всей своей жизни, можно сказать, завершена. И мы вернемся в Иркутск с хорошими новостями. А ведь, как известно, главное – успеть.
Я за то, чтобы люди не отчаивались и разыскивали своих родственников, даже если прошло столько лет. Надеюсь, что пример моей семьи сподвигнет людей на поиски дедов, отцов, мужей и сыновей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Никита Ходаков
Отдельное спасибо Гродненскому военкомату и администрации Воложинского района за проведенную огромную работу по восстановлению исторической справедливости. Как написано: «Никто не забыт, ничто не забыто». Человек жив, пока о нем помнят.
Очень впечатлило само место захоронения. Видно, что здесь постоянно наводят порядок, ухаживают, благоустраивают. Памятник покрашен, высажены деревья, цветы. Это говорит об уважении к тем, кто подарил нам мирное будущее ценой своей жизни. Это важно, ведь память народа-победителя должна быть сохранена.
Вот такая история одной судьбы. Одной, но длиною в целую жизнь. Все равно это того стоило. Огромный смысл в увековечении имен героев, потому что именно они сделали нашу жизнь такой, какой мы ее видим теперь. История не прощает лжи и лицемерия. Так будем же честны и порядочны перед памятью и собой, иначе как можно считать себя потомками великого поколения, отвоевавшего право называться великим народом.
Екатерина КОРОЛЬ,
фото автора