27 декабря Белорусской железной дороге – 160 лет. В далеком 1862 году на территории нашей страны стал функционировать участок железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Варшаву, а первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле, стал отрезок Поречье – Гродно.
Появление поездов и железнодорожного полотна называют ключевым событием в мировой истории. В начале XIX века это считалось диковинкой, «пугающим чудом». Сегодня сложно представить, что некогда общественность передовых стран всерьез обсуждала, будто путешествие на паровых машинах опасно и вызывает сотрясение мозга. Но технологический прогресс взял верх, и строительство стальных магистралей «сделалось потребностью народною, желанием общим». В наши дни почти весь земной шар опоясан рельсами. Железные дороги имеют репутацию надежного и безопасного транспорта. И сегодня наше внимание – особой дате – 160-летию Белорусской железной дороги.
В начале ХХ века строится важная в стратегическом отношении линия Бологое – Седлец. Она пересекла Либаво-Роменскую железную дорогу в районе станции Молодечно и таким образом стала узловой, имея 4 тяговых плеча: Молодечно – Минск, Молодечно – Лида, Молодечно – Полоцк, Молодечно – Вильно. В это же время на территории нашего района появляются две станции – «Воложин» и «Богданово». Возведение здания вокзала второй станции начато в 1905 году. В 1917-м она была последним пунктом перед началом линии фронта во времена Первой мировой войны. В Виленской газете в этом же году написано, что деревню Богданово перед войной никто не знал, а теперь ее описывают военные корреспонденты всех крупных изданий. О появлении станции «Воложин» сведений практически не сохранилось. Новое здание вокзала приняло своих первых посетителей в 1995 году и работает до сих пор. Накануне юбилейной даты мы попали на экскурсию по нему и посетили коллектив железнодорожников.
Приехав на станцию, проходим в уютный зал ожидания, где нас приветливо встречает билетный кассир Виолетта Скопец. Виолетта Васильевна на протяжении 16 лет отправляет пассажиров в разные точки Беларуси и за ее пределы. Ежедневно со станции «Воложин» можно уехать в Минск, Гродно, попасть в Оршу, Витебск и Могилев, в кассе вокзала приобрести билеты в города Российской Федерации, страны Балтии. К слову сказать, в семье Скопец уже сложилась трудовая семейная династия железнодорожников. Свекровь Нина проработала на станции 35 лет, муж Александр с 21 года руководит коллективом, дочь Карина пошла по стопам родителей и сейчас учится в Белорусском государственном университете транспорта по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».
Дежурный руководит оперативной работой на станции. Располагается он в кресле перед большим, усыпанным кнопками, пультом, а перед ним – специальное табло, лампочки на котором – это повторители показаний загорающихся светофоров или прибывающих составов. Представить, как можно управляться со всей этой россыпью переключателей, да еще держать в голове прибывающие составы, направлять их на нужный путь, очень сложно. Но Петр Москалик справляется с ответственной задачей. Проработав 5 лет проводником, он целенаправленно выбрал распоряжаться приемом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями.
«Сердце» любой железнодорожной станции – релейная. Пока оно «бьется», идут поезда. Здесь расположены устройства, с помощью которых управляют движением поездов. На протяжении 30 лет электромехаником работает Александр Клакевич и обеспечивает бесперебойное движение поездов. Электромонтер Андрей Татур – это правая рука электромеханика. На железную дорогу попал неслучайно. Он пошел по стопам не только отца и матери, но и деда – Александр Татур был начальником станции.
Приемосдатчиком грузов и багажа на станции работает Татьяна Будревич:
– В сезон отправляем свеклу и зерно, принимаем с Беларуськалия галит для ДРСУ № 167. Самая дальняя точка, из которой к нам приходили грузы, была станция «Татьянка» Горьковской железной дороги Приволжского федерального округа. Одно время мы отправляли белорусский картофель в Казахстан. Во время строительства линии электропередач атомной электростанции в Островце на станции выгружали бетонные основания. Моя работа ответственная, в основном связана с оформлением документов и коммуникацией с людьми. А это всегда интересно!
Наталья НЕМКЕВИЧ
Фото Сергея БОБРИКА