Давно известно, что если заниматься любимым делом, то и сама работа приносит удовольствие и колоссальное удовлетворение. Огромное счастье – получить данную возможность и умело ей воспользоваться.
В последнее время стало очень популярным и востребованным в формате туризма развивать тематические агроусадьбы. Народ почувствовал тягу к посещению сельской местности, чтобы противопоставить усталость от городской суеты отдыху на природе, где свежий воздух, естественные звуки и душевное умиротворение. К этому стремится все больше людей.
В свою очередь, ощущая потребность в самореализации, понимая, что «это мое», многие любители подобного рода деятельности, как раз, и создают условия для развития данного направления туризма. Одним из таких уютных местечек является агроусадьба «Мир пчел», представляя собой место не только отдыха, но и познания диковинного мира полезных насекомых.
О том, как и почему началось общее семейное дело, рассказал хозяин подворья Василий Фролов:

– Почему вообще «Мир пчел»? Потому что у нас вся семья пчеловодов. Как давно? У меня в роду лет на 300 пчеловоды. И это только те, которых удалось проследить. Сам не зная, я женился, как оказалось, на дочери пчеловода. Это судьба, звезды сошлись.
Когда я жил еще в столице, то, ввиду проблем с реализацией меда, все это ложилось на мои плечи. У тестя была пасека, а мне приходилось таскать эти фляги по Минску и предлагать полезный продукт населению. Это было не очень-то комфортно. Грубо говоря, тебя в дверь, а ты – в окно. Из организаций прогоняли, потому что вроде как не положено.
А потом один мой товарищ, у которого была турфирма, и говорит: «Давай, я буду тебе людей привозить прямо на пасеку, и ты будешь рассказывать про пчел. Идея зашла. Потому что я подумал, они же приедут, и то, что про все это расскажу, еще ладно, так они же и по баночке меда купят. А, кроме всего, сами увидят, поживут с этим. И, знаете, пошло. Это мы начали где-то в 2010-м году. Как раз на тот момент такой вид времяпровождения стал востребованным.

И мы купили этот домик. Но уже приобретали его с тем расчетом, что здесь будет агроусадьба. Моя семья из городского поселка Хотимска. Это граница со Смоленщиной, самый восточный край Беларуси. Жена у меня из западной части, из под Гродно, совсем рядом с Литвой. Ну, а здесь мы уже посредине. В общем, география… Как говорит моя жена: «Точно посередине». Как раз в это время начал развиваться вот этот сегмент туристического рынка. У людей появилась потребность выезжать в деревню, особенно городских, которые начали забывать, что это такое. Им интересно было сюда приехать и посмотреть на живых пчел.
И вот мы, будучи в прошлом педагогическими работниками, умеющими работать с группами, начали делать детские программы, приближенные к учебным. У нас был спрос сумасшедший. Далее замахнулись на новогодние сценарии, праздник Масленицы. Пробовали приглашать артистов.
И мед начал разъезжаться по стране. И не надо было мне его таскать в фляге по городу Минску. Все складывалось наилучшим образом.
Учительский опыт несомненно сказывался на умении преподнести информацию, чтобы это было интересно, не скучно. Плюс у нас всегда хороший мед, мы продаем только свой. Потом люди сказали: «Мы к вам приедем, если вы нас покормите». И мы начали угощать всякой вкуснятиной, о чем мы никогда не думали, не мечтали, и не собирались делать. Но пришлось. А потом, покушав, люди спросили: «А потанцевать где?» И мы начали организовывать культурную программу.
Мы выбиваемся немножко из ряда усадеб, потому что у нас нет проживания. Агроусадьбы подразумевают знакомство с бытом, с сельской жизнью, с обычаями, с традициями. Мы вот как-то эту стадию пропустили.
Это и неактуально, и неинтересно: сначала отдал ключи, затем убрал комнату. Здесь всё время процесс идёт, интересное общение с людьми. У нас это место обретает смысл очень индивидуальный, свой. Нам интересно и людям увлекательно. На двадцатый год было заявлено порядка ста групп иностранцев. То есть все было расписано.
Сразу планировали работать с автобусными турами, которые работают с детьми. Потом представителей турфирм собирали, привозили сюда для знакомства. Еще была у нас гильдия экскурсоводов. Очень хороший вариант для пиара. Они сегодня на одной фирме, завтра на другой. Пошли, рассказали…Вот вам и реклама. Сарафанное радио надежнее всего работает.

Зачастую люди в своем районе о нас меньше осведомлены, чем туристы издалека. Но это как вариант. Главное, чтобы люди знали, что у них есть, и гордились этим. Вот когда к нам наши местные приезжают, а потом они уже с такой гордостью привозят своих друзей, родственников, и знакомых, это приятно. Но есть другая вещь, совершенно нормальная. Многие считают, что если путешествовать, надо куда-то ехать далеко, дома я всегда успею. Это стереотип, но он работает. Важен сам процесс, как приключение. Мы – туда, они – к нам. У нас одно время из Австралии было больше туристов, чем из Воложинского района.
Самым большим неудобством для развития стала пандемия. Нас закрыли от внешнего мира, а мы-то привыкли ездить. Все почувствовали дискомфорт. Но потом перестроились и поехали по родной стране. Оказалось, сколько в ней всего интересного, есть, на что взглянуть. Сейчас профсоюзы очень много финансируют свои организации, чтобы работники ездили. Русский люд в гости заглядывает. Они мне нравятся. У них в России есть широта и размах.
Работаем с предприятиями нашими, очень много они привозят своих туристов. Последние пару лет поехали активно сельскохозяйственные организации. Очень много врачей ездят, особенно из глубинки. Школьники наши постоянные клиенты. У нас даже проводится посвящение в первоклассники. Есть отдельная лекция про «профориентацию» пчел. Одним словом, «народная тропа» не зарастает. Деятельность наша востребована. Это радует и дает надежду на дальнейцшую плодотворную и творческую работу.
Дальше – больше.
Национальный ужин для иностранцев, вечера старых белорусских танцев, купальские вечера, рождественские. Приглашали артистов. Понятно, что сам все делать не будешь.
И пошло-поехало.
Василий Фролов

Мы развиваем направление, которому в нашем государстве уделяется последнее время очень пристальное внимание. Да и, если посмотреть с точки зрения лепты в экономику района, то становится очевидным наш вклад в общее дело. У нас порядка 6-8 тысяч туристов в год, а то и больше. То есть каждый день у нас фактически автобус гостей приходит. Мы платим налоги. Экскурсоводы, водители автобусов, те, кто производит продукты, фермеры и артисты. Это точка, вокруг которой что-то еще постоянно происходит. Мне надо ремонтировать, строить. Я же тоже никуда стройматериалы не иду покупать. Приобретаю здесь, в Ракове. Такая цепочка взаимодействий, которая, собственно говоря, конечно, влияет на нашу экономику, как бы мы не хотели. От нашего существования практически всем одна польза.
Свой бизнес – это не так просто. Мы на агроусадьбе трудимся своей семьей. Родные, двоюродные – все приезжают, помогают. Опять же, вернемся к тому, что ты занят на природе и чистом воздухе. Это всё такое естественное. Люди несут эмоции. Когда вот это дите, которое первый класс, приходит, обнимает: «Спасибо, дядя Вася». Слезы сами наворачиваются, потому что трогательно очень.
Так и взрослые. Вот я их провожаю, а они мне: «Спасибо за угощение, за время, проведенное с удовольствием». Я потом прихожу к семье, а моя бригада сидит и уже ждет: «Расскажи нам, что сказали?» Настроение благодарной публики – главный индикатор всех наших вложенных усилий. На ребенка посещение стоит 15 рублей. То есть это экскурсия, чай на травах и блины с медом. На взрослого 18 рублей.

Глубоко убежден, что агротуризм – это заслуга организации «Отдых в деревне». Нас собирали и возили по всему миру, чтобы посмотреть, поучиться, набраться опыта. Показывали, где, что, как надо работать. И в результате, думаю, сколько бы я ни ездил, самое интересное получается, что у нас.
Будучи в Соединенных Штатах, я смотрел и думал: «Господи, у вас уже там в той Америке агротуризм, по сути, выродился. Это только так… Переночевать и завтрак. У нас же столько мероприятий, такие праздники разные. Тут концерты какие-то делали на тысячу человек, на две тысячи. Значительно интереснее и многообразнее.
На Корсику ездили наши ребята. Там просили: «Мол, научите, как нам заниматься туризмом. У нас, если у моря, туризм есть. Чуть два километра от берега – нет туризма». Правильно, то, что лежит под ногами, собрать легче.
Есть ли у меня мечта? Да, пожалуй, все, что хотел, сбылось. Но вот одна задумка гуляет в голове. Мне хочется сделать систему каналов в миниатюре. Допустим, Минская водная система. Сделать ее макет и показывать, как она работает. А потом на этих каналах можно гонки с детьми сделать. Кто быстрее по своему каналу корабль проведет. Интересно и познавательно.
Экскурсии свои дорабатываю, постоянно дополняю новой информацией, потому что некоторые вещи ты говоришь, говоришь, а потом однажды… А почему это так?
По натуре я оптимист. В людях очень ценю открытость и интерес к жизни. Верю в человеческую искренность. Убежден, что хороших людей значительно больше. Есть одно заветное желание: хочу увидеть, как мой сын ведет экскурсии. Пока он не решается. Но я знаю точно, что у моего дела обязательно будет продолжение, ведь самое радостное – это работать рядом с родным человеком.
Адрес агроусадьбы «Мир пчел»: Минская область, Воложинский район, деревня Борок;
телефоны: 8-029 6532630, 8-029 3263481.
На правах рекламы УНП 100693551
Екатерина Король,
фото автора