Только став матерью, женщина по-настоящему понимает ту силу любви к своему ребенку, которая помогает преодолеть все трудности, пройти многочисленные испытания и наполнить до краев источник нежности и безграничной самоотдачи.
В семье уже было три сына, когда родителям, наконец, Господь Бог послал долгожданную девочку. Такое счастье, по-видимому, дается лишь тем людям, кто обладает терпением и любовью во всех ее проявлениях. Так и назвали дочку – Любовь.
Время шло. И вот уже проживающая недалеко от Ленинграда девушка поступает учиться в северную столицу России, где знакомится с молодым человеком из этого же учебного заведения. Завязалось, закрутилось. Как говорят, долго ли, коротко ли, но вскоре новая семья переехала в Белоруссию, откуда родом был новоявленный жених. Так судьба связала Любовь Митрофановну с Воложинщиной. Это были 80-е годы двадцатого века.
О своей прошлой и настоящей жизни теперь уже сама мама троих детей Любовь Каткевич рассуждает с позиции мудрости и женского состоявшегося опыта:
– Я – счастливая мама, бабушка и даже уже прабабушка. У всех все сложилось благополучно и идет своим чередом. Дочь Ольга, у которой четверо детей, живет недалеко от меня, старший сын Вадим уехал в Минск, а мы вот с младшим Кириллом дополняем будни друг друга, радуясь каждому прожитому дню.
Он у меня поздний. Так вышло, что в один момент, когда старшие дети уже не жили с нами, я ощутила тоску и решила, а почему бы не дать жизнь еще одному человеку. Прикинув, что когда третьему ребенку будет двадцать лет, мне будет только шестьдесят три, пришла к мнению, что это вполне себе не старый возраст, то есть поставить на ноги свое чадо я успею. Энергии у меня вполне хватало, и вот в сорок три года я вновь стала мамой. Но вопреки здравым предположениям, жизнь, к сожалению, распорядилась несколько иначе.
В силу сложившихся обстоятельств Кирюха мой родился шестимесячным и совсем маленьким, весом всего один килограмм. Врачи сделали все возможное для поддержания жизнедеятельности малыша, и домой мы приехали с отметкой 2300. Кроме того, что от трехмесячного нахождения на искусственной вентиляции легкие у него были испорчены, я не подозревала тогда, что у новорожденного еще и ДЦП, это никак не проявлялось в тот момент. Мне только сказали при выписке купить ингалятор, так как без него ребенок не выживет.
Так и стали жить: постоянные визиты к неврологу, больничное лечение. Месяцев в восемь, когда в очередной раз нас положили в медицинскую палату, мне другие мамочки сразу задали вопрос: «Чего ты не оформляешь инвалидность?» Я сразу не поняла. Да, ребенок еще и не сидел, но врачи смотрели и ничего не говорили о нашей проблеме. А ведь можно было побороться, поделать процедуры, массаж. По крайней мере, смягчить очевидные обстоятельства. Но нет, все промолчали. И когда я вернулась из областной больницы в район с этим вопросом, ответ был однозначный: «Да, конечно, оформляйте инвалидность». А где медицинские работники были раньше?
Одним словом, пошло-поехало. Месяц дома, месяц в больнице, и так продолжительное время. Попытки вылечить своего ребенка не увенчались успехом. Мне даже казалось, что я его просто-напросто «залечила». Началось воспаление сердца, и медики вынесли вердикт: «У вас только три года. Вы должны быть готовы». Кириллу было тогда полтора. Я просто перестала ездить по медицинским учреждениям. Решила, что лучше пусть будет рядом со мной. И вот ему уже исполнилось двадцать три.
Простуд у нас практически нет, ковид перенесли нормально. Выросли и продолжаем жить.
Муж мой 13 лет, как ушел из жизни. Был он хорошим человеком, но очень мягким и поддающимся на всякие авантюры. Незаметно и постепенно пристрастился к спиртному, к себе относился безответственно. Все это привело к печальному итогу, и остались мы вдвоем в доме.
Есть выражение «нести свой крест». Я не считаю, что для меня это тяжесть. То, что мой сын инвалид, это вовсе не крест. Он просто другой, в отличие от остальных. И общение с ним наполняет меня только позитивом. Иногда задумываюсь о том, что бы я без Кирилла делала, где была бы теперь. Скажу одно: этот ребенок дал мне второе дыхание.
Любовь Каткевич
Получаем пенсии: я – трудовую, а сын – по потере кормильца. Сумма не очень большая, на нее сильно не разбежишься. А вопросов надо решать достаточно. Вот и пытаюсь как-то подзаработать. В сезон собираю ягоды: чернику, бруснику. Таким образом и газ провела, и машинку какую-никакую прикупила. А по-другому не получится.
Еще когда по больницам лежали на реабилитации, старалась себя чем-нибудь занять. В республиканском центре для мам с детьми были организованы всевозможные творческие кружки: глина, соломка и много другого. Чего только не перепробовала. Сначала увлекалась бисером. Красиво получалось, но спросом не очень пользовалось. Да еще и зрение садилось. Люди покупали на подарки, но не много.
Затем освоила декупаж на разных поверхностях. Мне это также нравилось, но дохода не приносило. Просто не пошло. А нужно было выкручиваться.
Изучала информацию в интернете, смотрела, чем другие занимаются, что делают. Копалась, копалась и вдруг увидела куклу с капроновым лицом. И я поняла, что «вот прям хочу, и все тут». Начала с того, что укладывала Кирилла спать, а сама каждую ночь смотрела мастер-классы: куда иголку воткнуть, где перехватить. «Проба пера» оказалась кривой и страшненькой.
Позанимавшись изготовлением кукол, я года на три забросила это дело. Денег оно практически не приносило, а время забирало прилично. Но со временем вернулась к этому виду творческой деятельности. Мне нравится.
Первую куклу я храню до сих пор и, когда смотрю на нее, всегда удивляюсь тому, какое это несовершенство. Но ведь сначала я носила гордая свое изделие по всем знакомым и не могла нарадоваться. Мысль была одна: «Я смогла это сделать».
Любовь Каткевич
Конечно, для заработка нужно делать то, что востребовано. А такие изделия многие не понимают. Хотя время диктует приоритеты. Стали спрашивать домовых, волшебниц, новогодних персонажей. А сейчас и время есть, огороды закончились.
Я люблю свои изделия, потому что вкладываю в них светло, душевность и позитив. Меня часто спрашивают, как я расстаюсь с поделками. Вот буквально не успела сделать стилизованную елку, как у меня ее купили. Даже не успела налюбоваться своей красавицей. Но радостно от того, что мои творческие идеи приходятся по душе покупателям, которые приобретают куклы на подарки и просто себе.
Мечтаю съездить в свой родной Приозерск под Питером. Хочу домой хотя бы на один день. Давно на кладбище у родителей не была. Но на данный момент я не могу оставить сына-колясочника, потому что в поезд сама его не занесу, а поручить кому-то весьма проблематично.
Человек адаптируется ко всему. Мне совсем не трудно со взрослым сыном-инвалидом. Наоборот, есть смысл нужности другому человеку, который в тебе нуждается, как ни в ком другом.
Любовь Каткевич
Наш жизненный уклад сформировался. Мне есть с кем поговорить, пообщаться. Бывают, безусловно, такие моменты, когда сложно. Особенно если мой ребенок начинает плохо спать. Когда пять-шесть раз за ночь поднимешься, чтобы его перевернуть на другой бок, то утром чувствуешь себя несколько разбитой. Тем не менее, для меня это уже не страшно, если учесть, что за 23 года мне не было замены ни одного дня и ни одной ночи, все сама. Да и слава богу, ведь жизнь продолжается.
Вот такая замечательная Любовь Митрофановна живет рядом с нами, являясь примером жизненного оптимизма, присутствия духа и разумного суждения о «дне насущном». Самостоятельно справляясь со всеми сложностями, она дарит радость окружающим своим творчеством, улыбкой на лице и способностью превращать все в позитив.
В доме уютно, тепло и «вкусно». Любовь Каткевич – замечательная хозяйка. У нее самая чудесная пастила, которую она готовит для Кирилла. На участке великое множество разнообразных цветов и кустарников. Видно, что «золотые руки» не остаются без работы. И, конечно же, добрые персонажи, встречающие гостей сказочной атмосферой. На минуточку, каждая кукла будет рада новому хозяину и без сожаления покинет этот дом, чтобы уступить место вновь созданным образам.
Да, есть чему поучиться и о чем задуматься, познакомившись с таким человеком. А пообщавшись, понимаешь, как важно ценить все, что у тебя есть. Ведь это «все» дано тебе свыше.
Заботливая, любящая мать, поддерживающая тепло радости от каждого дня в своем сыне, она идет по жизни с гордо поднятой головой, чистой душой и искренним сердцем.
Екатерина КОРОЛЬ,
фото автора