У жителей столицы немало вопросов, касающихся реализации товаров ненадлежащего качества. О том, какие права имеет потребитель, корреспонденту агентства « Минск-Новости» рассказал судья судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Алексей Мигурский.
– Приобретая товар для своих нужд, гражданин становится потребителем, – говорит А.Мигурский. – Правовой основой защиты его нарушенных прав является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», согласно которому в случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены бракованного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения его покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков; возмещения расходов по их устранению. Законом также предусмотрено право потребителя расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств. При этом гражданин по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
Указанные требования предъявляются к продавцу. При этом право выбора конкретного из них принадлежит потребителю.
– Требования в отношении недостатков товара должны быть предъявлены в течение гарантийного срока или срока годности товара, – поясняет судья. – В отношении товаров, на которые такие сроки не установлены либо составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить требования продавцу, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи ему таких товаров.
В отношении технически сложного или дорогостоящего приобретения потребителем могут быть заявлены требования о его замене товаром надлежащего качества, о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной суммы в течение 30 дней со дня передачи товара потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены в случае обнаружения в изделии существенного недостатка или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков.
Так, в суд Партизанского района обратилась компания, которая приобрела новый автомобиль популярной модели. При его приемке обнаружился недостаток в виде скола на задней левой пассажирской двери. Дилер отказал в замене авто, в том числе в связи со снятием этой марки с серийного производства. Районный суд восстановил права потребителя, указав, что ответчиком был реализован технически сложный товар ненадлежащего качества.
– Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является препятствием для заявления требований к продавцу, – отмечает А.Мигурский. – Для подтверждения факта приобретения товара в судебном порядке могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковки с отметками, подтверждающими, что изделие приобретено у конкретного продавца, и т. д.
При возникновении спора о наличии недостатков и причинах их возникновения, как правило, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Он же должен уведомить потребителя о времени и месте ее проведения. Если тот не согласится с результатами экспертизы либо продавец откажется от ее проведения, проверка качества товара проводится в судебном порядке путем назначения судебной экспертизы.
Вследствие нарушения прав потребитель также вправе требовать взыскания компенсации морального вреда с продавца.
– Если возникший в результате реализации товара ненадлежащего качества спор не удалось разрешить во внесудебном порядке, потребитель вправе обратиться в суд для защиты нарушенного права, – подытожил собеседник. – Исковое заявление может быть подано по месту жительства или нахождения истца, по месту исполнения договора, причинения вреда либо нахождения юридического лица.
Справочно
Потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества без упаковки.
Законом предусмотрена ответственность продавца за нарушение установленных сроков добровольного удовлетворения требований потребителя при реализации товара ненадлежащего качества в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки в размере 1 % его цены.
Источник:pravo.by