Организация питания в школах и детских садах всегда на особом контроле серьезных инстанций.
Вопрос о том, что в школьной столовой вкусно, а что не очень, у детей и их родителей стоял во все времена. Он, безусловно, спорный. Кто-то любит котлетку, кто-то с удовольствием не отказался бы от кусочка пиццы. Некоторые дети, кто с детства у бабушки угощался молочной затиркой, не задают лишних вопросов. А многие даже в эту сторону не посмотрят.
23 августа принято постановление Правительства № 555, которым вносятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования».
Документом, в частности, изменены денежные нормы расходов на питание обучающихся в детских садах. Нормы питания и денежные нормы расходов скорректированы также для обучающихся начальных, базовых, средних школ, гимназий и других учреждений образования.
Технолог по питанию районного центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций Екатерина Журкевич напомнила, что в первую смену в качестве одноразового питания учащимся 1-4 классов предоставляется второй завтрак, когда два раза – добавляется обед, в случае трехразового приема пищи учащиеся получают еще и полдник. В 5-11 классах в случае одноразового питания дети только обедают, если два раза питаются, то получают и полдник. Кому нужны три приема пищи, того обеспечивают ужином. Для тех, кто занимается во вторую смену (3-4 и 6-8 классы), при одноразовом питании организуется обед, при двухразовом добавляется полдник.
Касаясь вопросов пищи, нельзя обойти людей, которые становятся главными исполнителями «симфонии для школьных гурманов». Конечно же, речь идет о поварах. И вот с таким волшебником «чудесного борща» мы встретились в средней школе № 2.
Ольга Карабан с удовольствием рассказала о том, как кормят в школьной столовой, и с позиции специалиста, и с позиции мамы:
– Как мама тоже прохожу опрос на предмет питания своих детей. Когда пришла работать поваром в школьную столовую и вижу, из чего готовятся разные блюда, могу сказать одно: меню можно было бы, в принципе, и не менять. Предыдущий вариант был ничем не хуже. Названия поменялись, а процесс приготовления увеличился.
По самому ассортименту мнение однозначное. Все вкусно. Никто не жалуется, разнообразие блюд налицо. Мне как повару говорят «спасибо», а это все же высокая оценка работе. Готовить я люблю. Иначе и быть не может. В противном случае в школьной столовой нечего делать такому работнику.
Чтобы убедиться в качестве приготовленной пищи, перед подачей на столы прошу снять с них пробу не одного человека. По-другому нельзя. Как можно приготовить, не пробуя.
Проблемы с тем, что учащиеся не едят первое, нет. Например, гороховый суп стал готовиться с мясом. Это сразу оценили дети, и стали его лучше есть. Старшеклассники, бывает, и добавки попросят. Борщ всегда в почете. А вот молочные супы как-то хуже воспринимают.
Что касается свежих овощей, то мы их подаем школьникам порционно в мае и сентябре. В остальное время идет, в основном, тушеный картофель, но тоже с другими овощами. Мальчишки и девчонки все это довольно охотно принимают. Отходов практически нет. Замечу, что не последнюю роль во всем этом играют новые названия, привлекающие глаз и слух.
Одним словом, и работа нравится, и условия хорошие. Вообще приятно готовить.
Повар поваром. А вот что интересного скажут дети?
Диана Барташевич из 4 класса рассказала, что в столовую ходит с удовольствием:
– Съедаю все, потому что нравится, как готовят. Особенно люблю каши. А еще приятно получить банан. Повара добрые, улыбаются. У моих одноклассников тоже всегда чистые тарелки.
Полина Нибреева из того же класса не скрывает, что у нее в приоритете картофельное пюре с куриной котлеткой. Салат любит морковно-яблочный с растительным маслом. К супам относится очень хорошо. Самый любимый – борщ. Как дома у мамы. Вот рыбу не очень любит, как и многие дети. Зато нравятся соки и компот из сухофруктов.
Со школьниками, кажется, все прояснилось. Но есть еще детские сады, где маленьким детям гораздо труднее объяснить пользу правильного питания. Пообщавшись с законными представителями дошкольников, несложно сделать выводы о том, как кормят их детей.
Многие мамы очень довольны сбалансированным, теплым, вовремя поданным завтраком или обедом. Малыши, как правило, смотрят друг на друга и повторяют один за одним. И даже если кто-то дома капризничает, то за компанию съесть свеженький супчик – это прям за счастье.
Ни для кого не секрет, что во многих странах мира фастфуд не считается чем-то из ряда вон. А мы бережно и трепетно подходим к питанию подрастающего поколения, здорового и готового к созиданию. Что ж, понятное дело, не всем нравится тушеная морковь. Какие проблемы. Заменить на идентичную запеканку – и дело в шляпе, как говорится.
Вывод напрашивается сам собой: система организации процесса питания в учреждениях образования налажена. А если кто-то попытается возразить, ответ очевиден: а вы дома готовите три раза в день? Первое, второе, третье и компот. Нет? То-то и оно.
По мнению самих школьников, после изменений в меню кушать они стали с большим аппетитом. Например, появился плов, который нравится даже привередливым едокам. Или салат с кукурузой. Чем не лакомство?
Екатерина КОРОЛЬ,
фото автора