Буквально недавно, в апреле этого года, в жизни одного молодого человека, нашего земляка произошло значимое событие. Владимиру Гладченко присвоено звание мастера спорта по мотоциклетному спорту. На сегодняшний день он единственный обладатель такого статуса в нашем регионе. Мы встретились, чтобы узнать, как ему удается достигать высоких результатов, и какие качества характера необходимы для спортсменов такого класса.
В апреле было 5 лет, как я купил свой первый мотоцикл.
– Володя, расскажи, как пришел в мотоциклетный спорт?
– Мой отец был спортивным человеком. Увлекался картингом и гонками. По его стопам пошел и я. В юности у меня был советский мотоцикл, на котором гонял по полям. Когда вырос, больше заинтересовался машинами, какое-то время занимался только ими. А потом захотелось интересно проводить выходные на свежем воздухе. В 2018 году купил простой и недорогой мотоцикл, чтобы покататься по лесу. Так проводил свободное время. Однажды, во время «покатушек» познакомился со Славой Михневичем, который всерьез увлекался мотоспортом. Он и предложил поехать на любительские соревнования в Полоцк. Результат меня порадовал – сразу занял пятое место. Через месяц проходил Чемпионат Республики Беларусь по эндуро «Enduro4seasons». Сначала поучаствовал в самом низком любительском классе, и занял там шестое место. После этого уже не смог остановиться и увлекся мотоспортом серьезно. По итогам года закрепился на призовых местах и перешел в класс «ПРО» (профессионалов). В 2022 году у меня второй результат в Беларуси среди спортсменов по эндуро. Поэтому мне вручили удостоверение мастера спорта.
– Где ты тренируешься?
– После соревнований, которые проходят в Силичах, Логойске, Полоцке, на натурной площадке «Беларусьфильма» под Минском, остаются трассы. Там и тренируюсь два – три раза в неделю. Весной и осенью чаще. Зимой – все зависит от уровня снега и температуры. До -10С градусов можно ездить нормально. Если ниже, то больше борешься с холодом, чем получаешь удовольствие.
– Из каких этапов состоят соревнования?
– Гонка длится три дня. Первый день – это пролог или квалификация. По его результатам участники занимают определённые позиции на старте основного этапа. В зависимости от того, каким ты приехал — первым, вторым, десятым, – распределяются линии старта. Если в прологе ты в четверке лучших, то выезжаешь первым, для остальных старт через каждые 30 секунд. Поэтому кто-то начинает через минуту, а кто-то и через час. Все зависит от количества участников. Соревнования длятся от 3 до 5 часов. Спортсмены едут по лесной трассе 10-15 км. Для зачета в гонке необходимо проехать один круг, многие так и делают. Но нацеленные на победу, делают 3-4 круга. Конечно, соревнования изматывающие. Весь уклон этапов сделан на выносливость, но в этом и заключается вся суть.
– Это достаточно травмоопасный вид спорта. Не страшно?
– Да, люди очень часто ломают руки, ноги, ключицы. Все эти ситуации невозможно предусмотреть. Потому что могут зацепить другие спортсмены во время гонки, и ты упадешь на бревно. В основном, травмируются те, у кого мало опыта. Если постоянно тренироваться, то приходит понимание, как и где это может случиться. Просто посмотреть видео и научиться ездить – недостаточно. Нужно пробовать самому. Допустим, если вижу впереди бревно, то уже могу просчитать, что со мной будет, и перестраховываюсь. Спокойно притормаживаю, и продолжаю путь дальше. Важно еще и обезопасить себя защитной экипировкой. У спортсмена должны быть: мотоботы, наколенники, шлем и, так называемая, «черепаха», которая защищает грудную клетку. На этом точно не стоит экономить.
– Володя, ты принимаешь участие в соревнованиях только в Беларуси или выезжаешь за пределы страны?
– Две недели назад я ездил в Геленджик на самые топовые и сложные гонки в России «100% Эндуро». Там было 550 участников. Приехал туда за семь дней до старта, чтобы потренироваться. Все складывалось достаточно неплохо. Я освоился на местности и рассчитывал хотя бы финишировать. Но два дня соревнований лил дождь. Никто не ожидал этого. Организаторы не знали, что делать. Сокращали трек, как могли. Техника отказывалась работать в таких условиях, постоянно ломалась. Это была сложнейшая гонка для меня. В лесу я провел 7 часов 10 минут. Ехал три часа, четыре – выбирался. У меня на середине дистанции закончился бензин из-за пробуксовок. По навигатору весь мокрый с тяжеленым рюкзаком, в котором были запасные запчасти и три литра воды, больше километра только в одну сторону я шел пешком по горам за топливом. Назад возвращался еще с пятью литрами бензина в руках. В лесу было все раскопано и разрыто. Только на одном колесе мотоцикла было 15 килограммов грязи. В этой гонке, конечно, финишировали единицы. Но я ни о чем не жалею, главное – попробовал свои силы.
Жизнь моя складывается так, что я постоянно работаю с техникой.
– Не каждый способен участвовать в таких соревнованиях. Ради чего ты это делаешь?
– Я просто люблю кататься, и у меня хорошо получается. Мне интересно преодолевать сложные участки. Если вижу высокую гору или большое бревно, ущелье, ручей, возникает неимоверный интерес – смогу ли я сюда заехать.
– Что ты посоветуешь ребятам, которые хотели бы прийти в мотоциклетный спорт?
– Нужно купить недорогой мотоцикл, например «Минск-Х250», и попробовать свои силы на нем. Обязательно приобрести экипировку и защитить себя. И непросто кататься, а постоянно наращивать темп. Для начала соревноваться с самим собой. Затем определиться, в каких соревнованиях нужно поучаствовать, чтобы наработать опыт. Важен накат, он очень многое решает.
– На твой взгляд, какие качества характера необходимы спортсмену?
– Безусловно – сила духа. Упорство, крепкий характер, стальные нервы и выдержанность. Смелость, конечно. Потому что есть люди, которые не могут заезжать на препятствия – бояться упасть или не знают, как оттуда съехать. И понимание, что риск есть всегда.
– Володя, какой победой больше всего гордишься, а какой разочарован?
– Моя гордость – второе место в республиканском чемпионате в 2022 году. А самое нелепое поражение произошло во время вторых в жизни соревнований. Когда в мотоцикле отломались подножки, потому что я решил сэкономить на них и купил некачественные. В итоге два круга, ехал, поставив ноги на раму. Из-за этого финишировал шестым, хотя были шансы стать призером.
– Твои планы на ближайшее будущее?
– Буду дальше совершенствовать свое мастерство. В планах закрепиться в призовых местах чемпионата республики, поучаствовать в соревнованиях в Санкт-Петербурге и чаще выезжать на гонки в Россию.
Эндуро – дисциплина мотоспорта и велоспорта, предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими препятствиями, в зависимости от сложности соревнований.
Беседовала Наталья Немкевич