Известно всем: ничто не появляется из ниоткуда и не уходит в никуда. В нашем случае написанную историю можно обозначить конкретно другими словами, а именно – «отходы в доходы».
Каждый живущий на земле человек однозначно хочет дышать свежим воздухом, пить чистую воду и любоваться естественными природными красками. Но очень часто мы наблюдаем иную картину. Отходы бытовой и профессиональной деятельности людей вносят существенный диссонанс в здоровую атмосферу окружающей среды. Культура утилизации и раздельного сбора мусора оставляют желать лучшего. Отсюда и «неожиданные встречи в неожиданных местах» использованных пластиковых бутылок, отслуживших резиновых изделий и, конечно же, изношенных автомобильных шин, о которых и пойдет разговор.
У предприятий образуются отходы. В этом случае каждый должен четко понимать, куда надо их сдавать, так как это не просто мусор, а вторичные материальные ресурсы. Это обязательное действо любого субъекта хозяйствования, который что-то производит.
Переработка вторичного сырья – очень правильный и полезный для общества вопрос. И отрадно, что есть неравнодушные люди, которые, открывая свое дело, ориентируют его на социально значимое направление.
Как раз таким человеком является и наш собеседник, который возглавляет недавно открывшееся в районе предприятие по утилизации и переработке изношенных шин ООО «ЭКОШИНПРОЕКТ». Процесс непростой, но необходимый с точки зрения экологии. О том, почему же все-таки шины, Юрий Безлюдов подробно рассказал нашим читателям:
– Уточню, что среди прочих отходов по всей республике шины относятся к третьему классу опасности. Срок их разложения – 100 лет, а вред, наносимый почве, водам, насекомым и так далее, огромен.
Почему переработка? Все просто. Когда мы группой единомышленников выбирали класс отходов, остановились именно на этой теме. Во-первых, это польза экологии: уменьшается количество ненужных шин, лишний раз этим отходом не загружаются свалки и, что главное, уменьшается загрязнение окружающей среды. Во-вторых, восстановление ресурсов: перерабатывая, наше государство экономит на добыче и производстве, что делает вторичные ВМР дешевле первичных. При переработке шины извлекается металл, текстиль либо резина заново и отдается вновь на производство. Получается, не надо тратить колоссальные средства на производство в принципе. В качестве сырья используется каучук или нефть, представляющая собой не восстанавливаемый ресурс, то есть создается миллионы лет, а расходуется безвозвратно. Резина, которая забирается из шин, отправляется производителю, а тот, в свою очередь, добавляет ее в асфальт, также использует при производстве новых шин. В-третьих, производство всегда было интересно. Нет пределов в реализации идей. Ну, и социальный эффект – создание рабочих мест.
Почему выбрали Воложин?
— Так получилось, что именно здесь было приобретено здание с большой собственной территорией. Это все подходило для развития бизнеса, и идея с данным видом деятельности родилась сама собой. Производство – это всегда хорошо. Думали на перспективу, изучили опыт зарубежных переработчиков. Такую красивую страну, как Беларусь, хочется сберечь от мусора и оставить поколениям чистой и пригодной для жизни.
Все оборудование закупили в Российской Федерации. Производитель из Новосибирска. Хотя все то же самое можно было заказать в Китае или в Европе, но и там есть как дорогая продукция, так и дешевая. Исходили из того, что Беларусь и Россия все же братские народы, у нас похожий менталитет, а самое первое, что сыграло роль, это один язык, на котором мы говорим. Они нам ближе, как ни крути, и порядочность деловых отношений в этом случае очевиднее. Перед тем, как приобрести линии, мы съездили туда, обсудили с поставщиками, какой процесс мы планируем налаживать, посмотрели оборудование в работе. Одним словом, провели своеобразный мониторинг и остались довольны рабочей поездкой.
С иностранцами сложнее, начиная с того, что все надо делать через переводчика, корректность и точность работы которого на сто процентов гарантировать сложно. Отсюда вероятно неправильное истолкование обсуждаемых позиций. А если можно избежать определенных барьеров, то зачем создавать заведомые трудности.
Таким образом, уже в 2021 году было зарегистрировано юрлицо, а ближе к концу календарного года закуплено оборудование. Весь следующий 2022 год был занят подготовкой площадки, здания, ремонтом крыши, заменой окон для того, чтобы основательно установить оборудование (требование документации). Короче говоря, создали минимальную инфраструктуру. 2023 год занимались получением разрешительных документов, результатом которых в итоге была лицензия Министерства природных ресурсов. Процесс затягивался еще и тем, что, к сожалению, не все организации четко соблюдают сроки административной процедуры.
Серьезный момент – это сырье. Необходимо было заключить договоры с поставщиками автомобильных шин. Но дело в том, что нельзя принимать отходный материал, пока нет лицензии и предприятие не внесено в реестр переработчиков. Безусловно, предварительные переговоры уже велись, чтобы не тратить время впустую. Но все, у кого были старые шины, требовали документы. Таков порядок, и все стремятся работать в рамках законности. Некоторые спрашивают, платим ли мы за сырье. Нет, в законодательстве предусмотрено то, что еще и нам должны заплатить за утилизацию, но не всегда получается принимать за ту сумму, которую установил законодатель. Население может сдавать шины совершенно бесплатно, но лучше, если бы для жителей Воложинского района были организованы специально отведенные места жилкоммунхозом.
Когда я изучал информацию и планы, доведенные до субъектов района по сбору ВМР (вторичных материальных ресурсов), то на тот момент задание по сбору и сдаче изношенных шин составляло чуть более 200 тонн в год. Безусловно, при этом не учитывалось то, что в районе нет предприятия-переработчика. Но для нас это незначительный объем. «Аппетит» у линии гораздо серьезнее и при определенных факторах может перерабатывать 100 тонн в месяц. Соответственно, на год нам требуется порядка 1200 тонн. Как-то так. Причем, это не в круглосуточном режиме. А если работать 24/7, то эта цифра, конечно, автоматически увеличивается.
Как говорится, «войну выигрывает народ». Люди – главный показатель работы любого предприятия. Оказавшись на территории района, среди других стратегических целей важнейшей мы ставили создание рабочих мест. Очевидно, что налог – это деньги государству, зарплаты – социальное благополучие населения, финансы, потраченные в местных магазинах, – доход в казну региона. Поэтому от того, что возникают новые организации, выигрывают все.
Начинается оплата труда с 800 рублей, затем повышается до 1200-1500, и уже на данном этапе та смена, которая работает на линии, может получать 2000 рублей. И не предел заработка. Но, при том, что всего за 15 дней, думаю, неплохо. Как говорится, «лиха беда начало». Будет развитие – будут и зарплаты.
Что касается непосредственно самого процесса переработки, то его вполне можно сравнить с волшебным превращением. Изначально любая покрышка состоит из каучуковой резины, текстильного корда (нити) и металлокорда (проволоки, проходящей по всей окружности шины), что делает каркас твердым, иначе на одной резине никто далеко бы не уехал. И вот все это разбирается на отдельные составляющие на каждом этапе производственной линии. В простом понимании что-то сродни мясорубке, в которую кидают кусок резины и там перерабатывают на нужные части. Затем идет ее разбивка на фракции. Есть состояние «как мука», которая используется в кровельном производстве, дорожном строительстве, производстве резиновых покрытий, форм и элементов. Кроме этого, еще получается крошка диаметром один, два и пять миллиметров.
«Единица» идет на производство резиносодержащих изделий, например, «подстилочных ковров» для крупного рогатого скота, для свиноферм. К слову, Воложинский район – сельскохозяйственный. Для этого крошка смешивается с другими компонентами и помещается в горячий пресс на пару часов для получения конечного продукта. От двух до четырех миллиметров крошка идет на покрытие для детских и спортивных площадок, изготовление ковровых покрытий, звукоизоляционных материалов и дренажных систем. «Пятая» фракция используется при изготовлении тротуарной плитки в качестве нижнего слоя, а также в строительстве для создания амортизирующих слоев, деформационных швов и многого другого. Вообще применение этой на первый взгляд крошки очень велико, и это тема для отдельного разговора.
На предприятии мы изготавливаем только плитку. Все остальное вышеназванное – это другие производства, куда и продаются продукты нашей переработки.
Любое дело, которое начинается с нуля (не считая стартового капитала), требует определенных затрат. Прошлый год мы не работали, но содержали помещение, платили за подключенное электричество и иные коммунальные расходы. Налоговая инспекция не оставалась в стороне и регулярно удостаивала нас своим вниманием.
Процесс раскручивался далеко не стремительно. Хочется, конечно, рассчитывать на его успешное продолжение. И еще. Когда «приходят» деньги, нам в первую очередь хочется их потратить на людей. Может, это и не совсем правильная позиция, но уже как есть.
Вывод напрашивается сам. Одни, имея на то определенные возможности, задумывают и продвигают важные и даже, хочется сказать, «богоугодные» идеи. Другие, являясь благодарными по своей сути, оценивают все это вполне адекватно. Степень лояльности по отношению к людям всегда окупается сторицей. Главное – терпение и вера в себя и свою команду. Особенно в перспективном начинании.
Екатерина КОРОЛЬ,
фото автора