Люди этой профессии ходят в кино, но не покупают билет, один и тот же фильм могут посмотреть много раз. Их место не в зрительном зале, а в сердце кинотеатра – в аппаратной. Речь идет о профессии киномеханика. Именно они отвечают за то, в каком качестве мы увидим фильм на большом экране.
О профессии и не только рассказывает жительница Ивенца Марина Шорец, которая многие годы проработала в кинотеатре «Лянок»:
– Работа киномеханика была не из легких, но очень интересной. Тяжелые кассеты с кинофильмами часто приходилось переносить самостоятельно. За пленками нужно было ухаживать особенно тщательно, следить, чтобы не было царапин, склеивать в местах разрыва. К каждому сеансу требовалось подготовить оборудование. В качестве источника света использовались лампы, которые были взрывоопасны. Один фильм мог состоять из 8-10 частей и демонстрировался посредством двух кинопроекторов. Как только заканчивалась одна часть, нужно было быстро включить второй проектор. Зритель не замечал такой переход «с поста на пост». С появлением более новой аппаратуры части фильма склеивали между собой заранее. Часто перед сеансом ленту перематывали вручную.

Познакомилась я с профессией в самом раннем детстве, благодаря моему отцу Леону Николаевичу Севруку. О папе хотелось бы рассказать подробнее. Сам он родом из деревни Судники. Из этих мест ушел защищать Родину во время Великой Отечественной войны. Вернулся живым, здоровым и с наградами. Построил дом в Ивенце, создал семью, в которой появились две дочери – я и моя старшая сестра.
Всю жизнь папа посвятил профессии киномеханика. Первые годы ездил по деревням на велосипеде. Умудрялся взгромоздить аппаратуру, коробки с пленками на своего «железного помощника». Никогда не жаловался на трудности, знал, что многие колхозники, жители деревень ждут его приезда и новое кино. Со временем получил мотоцикл с коляской, стало намного проще и надежнее перевозить все необходимое для показа фильма. В тот момент, когда в Ивенце появился кинотеатр, основные киносеансы организовывал именно здесь. Собственно, папа и стал руководителем кинотеатра.

Хорошо помню, как мы с сестрой ждали его с работы у окошка. Часто в выходные он натягивал белую простыню в нашем доме, заряжал кассеты с пленкой в аппарат, и начиналось волшебство. Любили смотреть индийское кино мы и соседи, которые посещали наши домашние киносеансы. Такое нельзя забыть – это одни из лучших и теплых воспоминаний об отце из детства.
Киномеханики в те времена были первыми парнями на деревне. Красивый, молодой, герой войны, еще и на аккордеоне играет. Отца знали и уважали многие. Он был заботливый, добрый, терпеливый человек.
Папа прекрасно играл на аккордеоне и часто перед киносеансом радовал публику музыкальными выступлениями. Я пошла по стопам отца не только в профессии киномеханика, но и стала музыкантом.

Аккордеон – это вообще наш семейный инструмент. Закончила музыкальную школу и сейчас учит детей игре на аккордеоне и моя дочь. Музыкальные способности переняла старшая внучка.
Будучи школьниками, я и мои одноклассники заполняли анкеты, которые сами разрисовывали и расписывали вопросами. Кто-то из мальчишек в шутку написал, что я должна стать киномехаником. Он пошутил, а я серьезно задумалась с выбором профессии. Часто бывала у папы на работе, совсем не боялась киноаппаратуры. Так все и решилось: после года обучения по специальности поступила на работу в кинотеатр. Получается, что профессия киномехаников связана с нашей семьей очень тесно. Можно сказать, что это наше семейное мастерство.
Всю жизнь проработала в Ивенецком кинотеатре. 3 проектора были в моем распоряжении. До основного фильма часто включали короткометражные фильмы, «Ералаш». Проводили кинолектории для разной категории граждан, в том числе и для ветеранов. Примерно раз в неделю устраивали кинопоказы в Ивенецком доме инвалидов. Часто посещали киносеансы и школьники. Сколько пересмотрела фильмов за все время работы сама, сложно сказать. Но с радостью вспоминаю то время, когда залы были полные. Нравилось дарить радость людям.
В то время, когда снимали старую аппаратуру в связи с переходом на цифровое оборудование, я плакала. Как будто что-то родное, очень важное уходило вместе с эпохой пленок, световых ламп, громоздкой кинотехникой.
Инна ДАЛИДОВИЧ