Очередной случай мошенничества зарегистрирован в Воложине. Это третий факт совершения такого вида преступления в отношении граждан с начала года на территории района. Мужчину удерживали на связи почти час и безвозвратно сняли с карты весь банковский кредит, которым он не успел даже воспользоваться.
В Воложинский РОВД за помощью обратился житель одного из населенных пунктов нашего района. 36-летний мужчина рассказал:
– Мне позвонил оператор мобильной связи А1 – на номер не обратил внимания. Девушка пояснила: “У вас подключена услуга “переадресация вызовов”. Если хотите, могу ее отключить, потому что переадресация идет вообще на какой-то неизвестный номер, а за пользование в месяц придется платить около 100 рублей”. Я согласился отключить услугу. В ответ она продолжила: “Скачайте приложение”. Скачал. Она перезвонила и объяснила, что надо в телефоне сделать, и положила трубку.
Через минут 5-10 опять поступает звонок. Мужчина представился майором милиции и спросил: “Какие у вас есть кредиты? Надо заблокировать карты”. Я назвал имеющиеся у меня банковские карты и сказал, что недавно взял кредит в одном из банков, но кредитная карта не активирована – пока ей не пользовался. В продолжение разговора услышал: “Езжайте прямо сейчас в банкомат, активируйте карту, мы ее заблокируем”.
Пин-кода у меня не было – они его где-то нашли и продиктовали мне по телефону. Вставил карточку в банкомат, просмотрел баланс – там была определенная сумма денег. Пять минут походил, а потом опять вставил карточку в банкомат: смотрю – на счету ноль и написано: “Карта заблокирована”. Подумал: “Хорошо. Деньги сняли, списали, кредита у меня больше нет”. С такими мыслями и поехал домой.
Потом уже решил позвонить в банк. Там ответили: “У вас стоит временная блокировка карты. Вы провели одну операцию – посмотрели баланс. Деньги сняты – переведены на неизвестный счет. Кредит не погашен”.
Когда уже пришло осознание, что деньги просто украли, решил позвонить своим “добродетелям”, но ни один номер телефона не отвечал – гудки идут, а потом звонок сбрасывается. Никакой обратной связи нет.
Вот так деньги и снимаются… Брал кредит, чтоб дом подремонтировать, брат строится – хотел помочь, но так им и не воспользовался, а выплачивать приличную сумму придется.
Как рассказал оперуполномоченный отделения уголовного розыска РОВД, старший лейтенант милиции Максим Болдырев, за прошлый год в районе зарегистрировано 57 фактов мошенничества.
– Случаи разные. Мошенничество с использованием покупок в Инстаграм, на Куфаре, а также взятие кредитов. Что касается кредитов, то таких случаев меньше, потому что в банках выработан алгоритм определенных действий, чтобы обезопасить кредитополучателя от преступных посягательств.
Самые распространенные случаи – покупки в Инстаграм. Есть магазины и там действительно осуществляют покупки в Инстаграм – граждане активно пользуются этой сетью, потому что их устраивают цены. Но мошенники также “не дремлют” и продают товары через Инстаграм. Определить, кто же на самом деле является продавцом, нельзя: количество подписчиков, лайков, комментариев на это не влияют. Покупая в Инстаграм, вы приобретаете на свой страх и риск и можете быть обмануты в любой момент. Инстаграм – это сайт США, к нему нет доступа: повлиять на него каким-то образом или получить сведения невозможно.
На Куфаре также были зарегистрированы факты мошенничества, но немного, потому что это белорусский сайт, и есть возможность найти преступников.
Подобные преступления раскрываются в меньшей части – мы можем обнаружить только людей, которые совершают преступления и находятся на территории Республики Беларусь. Их называют “тропы”. Это люди, на карточки которых перечисляют украденные деньги, и они уже непосредственно перечисляют эти средства владельцам сайтов – людям, которые с вами общаются, и держателям фирм. Они могут работать по несколько человек – часть людей находится в Беларуси, которых мы можем установить, а те, кого не можем, находятся за границей.
Нам удается находить только промежуточное звено – в основном это молодые люди, студенты 20-и лет: учатся, не знают схемы, регистрируют на себя, у них по доверенности на третьих лиц карты, на которые им переводят эти деньги. Потом они идут в банкомат, снимают их наличкой и кладут на счет, который мы уже не может отследить. У нас есть след, что этот человек снял в банкомате деньги, а вот дальнейшие шаги неизвестны. Можно сказать, что деньги исчезают бесследно и безвозвратно, и человеку, который взял кредит, придется его выплачивать, даже не воспользовавшись.
Пользуясь случаем, хотелось бы дать рекомендации.
Вам звонят и говорят, что на ваше имя взят кредит. Нельзя спешить. Ни банковский работник, ни сотрудник милиции не может его перевести – только вы владеете вашим счетом и можете им пользоваться и распоряжаться. Мошенники пытаются убедить вас, что кто-то третий может воспользоваться вашими деньгами, и вынуждают вас устанавливать какие-либо приложения, называть какие-то коды – фактически мошенники действуют от вашего лица, если вы предоставляете ему эти сведения. Потому что система не идеальна, и компьютер, который совершает операции, считает, что это делает пользователь.
В произошедшем случае гражданину позвонили и представились компанией А1: использовался номер телефона, зарегистрированный +9985, который не является пользователем в Республике Беларусь. И на это тоже надо было обратить внимание. Если быть повнимательнее, эти люди сами раскрываются: могут выманивать информацию. Например, могут говорить: “Вот вы зарегистрированы в таком-то банке”. Вы в ответ: “Нет. Я, допустим, зарегистрирован в Беларусбанке”. Так гражданин сам выдает информацию и делает это неумышленно. А когда вы начинаете спрашивать: “А в каком банке я зарегистрирован, какие банковские карты у меня имеются?”, им ответить нечего, потому что в большинстве случаев этого не знают и начинают путаться. Они же тоже люди и зачастую ошибаются. Лучше в таких случаях прекратить разговор, потому что никогда сотрудник милиции не будет звонить и спрашивать личные данные, данные счетов. Он может вас вызвать в милицию, уточнить обычные сведения, не связанные с банком. А если вы еще и не уверены в звонке, можете положить трубку, позвонить на 102 и уточнить, на самом ли деле работает такой сотрудник в правоохранительных органах. Дежурный оперативной части всегда скажет, работает он в милиции или нет.
Работники банка могут позвонить своему клиенту лишь в одном случае: попросить подойти в банк, чтобы провести определенные операции с использованием вашего паспорта, потому что они тоже не знают, с кем разговаривают: телефон может быть зарегистрирован на вас, но находиться в пользовании третьих лиц.
Даже можно логически подумать: если бы мошенники могли участвовать без вашего ведома в каких-то операциях, зачем им вам звонить? Они бы это сами делали. Также следует обратить внимание, что на обратной стороне карточки есть номер банка, позвонив на который можно уточнить, действительно ли проходят операции по вашей карте.
Также хотелось бы обратить внимание: устанавливая на свой мобильный телефон приложения, вы обеспечиваете дистанционный доступ к своему телефону. Мошенники заходят в телефон, в ваш личный кабинет банка, в котором у вас есть счет, и переводят оттуда деньги на свой счет.
В этом году, кроме вышеизложенного случая, есть два факта мошенничества в Инстаграм. Две покупки совершили. Женщина приобрела шубу – на нее была занижена цена в четыре раза. Потом потерпевшая уже сама поняла, что стала жертвой, когда, зайдя на сайт магазина, увидела действительную цену шубы. Еще одна женщина заказывала бытовую технику, внесла предоплату – 495 рублей, но товар не был доставлен. Был бы еще один случай, но благодаря координации работников банка человеку не удалось взять кредит на сумму 10 тысяч рублей и, можно сказать, он был спасен от мошеннических действий.
Надо запомнить: ни одна банковская операция не может проводиться онлайн – без вашего личного участия. Вы должны давать на это свое согласие: либо ввести номер вашей карты, либо сообщить какие-то коды. Банковская карта – это ваше личное имущество, как и квартира: пока вы не откроете в нее дверь, никто туда не может зайти.
Елена ЗАЛЕССКАЯ