В редакцию написала жительница деревни Пугачи Наталия Жизневская. В листе она пишет: “Перебирала свои архивные записи и нашла невыдуманные факты, которые записывала от мамы 5 мая 2013 года”.
В деревне Пугачи есть братская могила. В ней захоронены воины Великой Отечественной войны, которые во время военных действий погибли на территории бывшего Залесского (сейчас Раковского) сельсовета. Огромный природный камень служит памятником, а на мраморной плите написаны фамилии и звания лежащих там солдат. Также вместо фамилий есть надписи – “Неизвестный”. На этой же плите вписаны несколько фамилий без вести пропавших солдат, которые проживали в близлежащих населенных пунктах сельсовета.
Историю этого захоронения и тех военных действий, в которых пали смертью храбрых советские солдаты, мне рассказала моя мама, жительница деревни Стецки Мария Петровна Сосновская, 1931 года рождения.
Теплым днем – в ту пору года, когда наливались колосья ржи и пшеницы, Мария со своей двоюродной сестрой Михалиной пасли овец. Потревожил спокойствие детей и деревни страшный гул техники. Немецкие машины, мотоциклы и танк разрывали воздух ревом двигателей. Военная техника с грохотом сворачивала на поле с Кораблянской дороги и съезжалась в молодой березняк в самом начале маленькой деревни Стецки. Девочки с ужасом в глазах спрятались под мост и стали тайком наблюдать за происходящим. Немцы, выпрыгнув с крытых тентом машин, что-то кричали на незнакомом языке, затем бросились в спешке рубить березовые ветки. Потом этими ветками начали маскировать свою технику. Напуганные дети затаились и продолжали сидеть под мостом, наблюдая за странными действиями чужих солдат. Но, к счастью, сквозь создавшийся шум услышали, что их зовет мать, чтобы они быстрее убегали.
Мария и Михалина быстро погнали пасущихся овец домой и уже со своего двора следили за действиями фашистов. Гитлеровцы, замаскировав военную технику, стали окапываться. Некоторые из них остались на месте, а пехотинцы вслед за танком двинулись в сторону леса.
Через непродолжительное время звук мотора танка слился с автоматными очередями. С замиранием сердца от страха жители были в недоумении: что же происходит и с кем ведут бой каратели? Сколько времени длилась перестрелка – никто не следил: все были напуганы.
Постепенно все затихло, только время от времени были слышны единичные выстрелы или короткие автоматные очереди. Позже, когда карательная группа свернулась и уехала, жители боялись идти на окраину деревни. От немцев поступило распоряжение: если кто-то тронется в сторону леса, тот будет расстрелян.
Рано утром, когда еле-еле начинал дребезжать рассвет, старший брат Марии Федор повел пастись на луг лошадь. Напуганный и бледный, как белое полотно, он прибежал домой и рассказал матери, что по всему лесу лежит много убитых русских солдат. Погода в эти дни стояла жаркая. Вскоре в сторону деревни повеяло трупным запахом. И только тогда местные жители решились пойти на место преступления фашистских оккупантов.
С жителем деревни Матвеем Сороко пришел оставшийся в живых один из окруженцев, которому чудом удалось спастись, спрятавшись во ржи. Он и рассказал, что их было тридцать четыре. Попали они в окружение и пробивались к войскам нашей действующей армии. Места были никому незнакомые, но среди них был солдат, у которого якобы жили родственники в этой окрестности. Он и вызвался провести всех через кольцо фашистов. Днем, когда нельзя было идти вперед, бойцы сделали привал в лесу, чтобы дождаться вечера. На пост заступить вызвался боец, который обещал вывести всех из окружения.
Изможденные от усталости солдаты уснули, а постовой тайком от всех сбежал. Возможно, хотел пробраться к родственникам. На главном тракте, что вел с деревни Корабли на Пугачи, немецкий патруль его задержал. Предатель назвал точное место, где скрывается группа бойцов.
Когда гитлеровцы внезапно напали на окруженцев, солдаты бросились разбегаться, занимали оборону и отстреливались, но силы были неравными. Танк кружил вокруг леса, а карательная группа, зажав русских бойцов в огненное кольцо, действовала на уничтожение.
Фашисты убили тридцать одного советского солдата, в живых остались только двое. Один уцелевший спрятался под корнями упавшей огромной ели. Дождавшись ночи, добрался до Юринкового хутора. Второй боец спрятался во ржи, а затем также ночью пришел в деревню. О судьбе предателя ничего неизвестно.
Жителями деревни Стецки погибшие солдаты и офицеры были захоронены в двух огромных могилах в лесу, который местные называют “Хмаринский березник”. В одной могиле сельчане захоронили семнадцать солдат, во второй – четырнадцать. После, уже в мирное время, когда образовался колхоз “Большевик”, захоронение было перенесено в братскую могилу на центральную усадьбу деревни Пугачи.
В начале девяностых было еще раз перезахоронение останков советских солдат в братскую могилу, где она и находится в настоящее время.
В деревне Пугачи есть братская могила. В ней захоронены воины Великой Отечественной войны, которые во время военных действий погибли на территории бывшего Залесского (сейчас Раковского) сельсовета. Огромный природный камень служит памятником, а на мраморной плите написаны фамилии и звания лежащих там солдат. Также вместо фамилий есть надписи – “Неизвестный”. На этой же плите вписаны несколько фамилий без вести пропавших солдат, которые проживали в близлежащих населенных пунктах сельсовета.