Школа – это не только уроки, домашние задания и волнительные контрольные. Это еще и возможность поучаствовать в научно-исследовательской деятельности. Не всем школьникам она интересна. Но тем, кто решается посвятить свое свободное время на исследования и эксперименты, открывается новый мир науки, в котором развеиваются тайны.
Кристина Сухолет и Костя Жук всегда интересовались химией. Поэтому на предложение учителя Татьяны Холевинской провести научно-исследовательскую работу по химической коррозии железа откликнулись с удовольствием. Тема эта мало исследована. Поэтому ребята решили попробовать и собственными глазами увидеть, что происходит с металлом с течением времени под влиянием влаги. Для начала взяли книги и изучили теорию. Затем приступили к практической части. Для эксперимента взяли гвозди и поместили их в разные водные растворы, использовали дистиллированную воду и воду с добавлением солей калия. Раз в три дня более месяца ребята приходили в лабораторию и проводили замеры. Выходных у эксперимента не было. Результаты проанализировали и оформили как научно-исследовательскую работу. Впереди предстоял районный конкурс исследовательских работ. К участию на основе проведенного эксперимента подготовили доклад, успешно выступили и защитили, прошли в областной этап, с которым они успешно справились.
К республиканскому этапу Кристина и Костя решили видоизменить эксперимент и пойти дальше. Провели исследование влияния различных анионов на коррозию железа или изучили электрохимическую коррозию. Получилось, что за год работы ребята усложнили первый эксперимент и добавили новый вид исследования.
Результатами областного и республиканского этапов стали дипломы третьей степени. Со своей работой ребята также поучаствовали в Академии наук и международном конкурсе исследовательских работ школьников «Research start 2023/2024». На последнем среди 140 работ они заняли четвертое место.
Кристина Сухолет:
– Заниматься химией мне нравилось всегда. За ее изучение взялась, потому что будущая профессия напрямую связана с этим предметом – собираюсь поступать в медицинский университет. В 10 классе появилось желание познакомиться с наукой поближе. Поэтому вместе с одноклассником подошли к Татьяне Вячеславовне и попросили помочь. Сначала выбрали тему исследования. Учитель помог найти необходимые книги. Эксперимент проводили в школьной лаборатории. За основу взяли недорогие материалы. Например, купили обычные гвозди и поместили их в емкости с разными водными растворами. Следили за температурным режимом в помещении для исключения погрешностей. Раз в три дня гвозди доставали, просушивали и взвешивали. Результаты записывали, затем их анализировали. Для чистоты исследования делали серию опытов А и В, то есть одновременно проводили два эксперимента. Перед районным этапом работа длилась полтора месяца. По своим наблюдениям подготовили доклад и выступили с ним перед жюри. Узнав о результатах конференции, очень обрадовались, потому что у других участников работы были сильные. Я и Костя поняли, что наши усилия не были потрачены впустую. Победа на районном конкурсе дала нам возможность поучаствовать в областном и республиканском этапах, на которых ребята представляли исследования от «Технопарка».
Константин Жук:
– Проводить эксперименты – моя любимая часть в изучении химии. Есть опыты, которые удивляют. Например, малоизвестный, который Татьяна Вячеславовна нашла в старинной книге, – водородная гармоника. Необычное для меня открытие, что водород может петь. Но при проведении практической части нужны теоретические знания. Поэтому нашу научно-исследовательскую работу начали с поиска информации в книгах, продолжили экспериментом. Наше исследование считаю не только интересным, но и полезным, практически применимым в жизни. Теперь я знаю, как протекает коррозия, что на нее влияет, и могу подсказать, какие вещества нужно нанести на уязвимые места машины, чтобы защитить от соли зимой.
Татьяна Холевинская, учитель химии:
– Для исследования предложила Кристине и Косте несколько вариантов тем, но понравилась им химическая коррозия железа. Основа для изучения уже была, так как в 9 классе проходили эту тему. Ребята ответственные и решительные. Они пришли ко мне с полной уверенностью, что все получится. Было заметно, что эта мысль очень мотивировала их и толкала вперед, потому что большую часть практической работы они делали самостоятельно. Литературу искали вместе. Что-то ребята находили, что-то я им предлагала. Много читали на эту тему. Вначале эксперимента как учитель предложила ребятам методику, а дальше они работали сами. И Кристина, и Костя – очень аккуратные, самостоятельные дети. Подошли к работе со всей серьезностью и ответственностью. Казалось, что они дополняли друг друга и по одиночке не справились бы. На каждой защите были вместе и поддерживали.
Наталья НЕМКЕВИЧ