Жизнь измеряется не количеством вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух. Человек непременно счастлив тогда, когда, кроме всего остального благополучия, у него есть любимая работа, дело, которое доставляет удовольствие и приносит радость другим.
Некоторые находят себя в процессе трудовой деятельности, нащупывают свой уверенный стержень, а есть и те, кто всегда знал, что будет заниматься именно конкретным делом и посвятит свою жизнь именно выбранному кем-то свыше направлению.
Так получилось и с нашим собеседником. Еще в детстве, лет в двенадцать, мама подарила парню фотоаппарат, который назывался «Смена-6». С тех самых пор все и началось. Первые азы обучения фотографии дал двоюродный брат, который был значительно старше. И понеслось.
5 мая в Беларуси отмечается День печати. Дата выбрана не случайно и особую значимость имеет в этот юбилейный год для «Працоўнай славы».
5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда», а буквально через несколько лет после ее учреждения день стал символичным в календаре.
Фотографировать нравилось, понял момент, вошел во вкус. И до сегодняшнего дня не расстается с объективом, наслаждаясь возможностью уловить самые значимые мгновения окружающего мира, такого прекрасного и неповторимого.
Творческий человек использует любую, имеющуюся у него возможность, реализовать свой внутренний потенциал. И ему не важно, какой у него для этого есть инструментарий. Он просто творит и все. И когда за многими пробами и ошибками приходит признание, мастер понимает, что все не зря.
Фотокорреспондент и просто фотограф – это разные профессии. Одно дело – сидеть и ждать клиента, совсем другое – искать и «вынюхивать».
О своем пути фотографа Дмитрий Микитович рассказывает интересно и с юмором. А еще с благодарностью к тем людям, которые в нужный момент помогали на пути к успеху неповторимого «художника кадра», подарившего читателям районной газеты незабываемые впечатления, переданные в фотографии.
Дмитрий Николаевич совершенно искренне признался в любви к профессии и поделился своими воспоминаниями:
– Еще будучи мастером производственного обучения в сельскохозяйственном лицее (в те времена это было профессионально-техническое училище), подзаработал денег и купил себе фотоаппарат «ЗЕНИТ». Фотографией увлекался сугубо как хобби, и в училище вел фотокружок. А в те времена проводились творческие отчеты организаций и предприятий. Я и сделал фотоэкспозицию в крупном формате. Ее заметили.
В этот период редакция районной газеты искала фотографа. На это место пробовали устроиться люди, но не все отвечали требованиям.
И вот получилось так, что, когда мои работы в конце 1987 года увидели Самуил Исакиевич и Наталья Семеновна Штейнеры, а еще и Семен Владимирович Ломать, который был редактором, у них не осталось никаких сомнений, и меня пригласили на работу. Руководство училища было против моего увольнения, но аргументы в пользу ситуации были более чем убедительны. Так я оказался в редакции районной газеты «Працоўная слава».
Почва оказалась благодатной, и уже вскоре участие в различных конкурсах среди газетных фотографов стало приносить результаты и награды. Мои фотографии высоко оценил губернатор Николай Домашкевич, и я получил от него грамоту за первое место. В то время редактором была уже Софья Ковязо, которая также вручила мне благодарность за работу.
Работа моя мне очень нравилась. Хотелось идти вперед и развиваться. И на этом этапе мне помог Иван Маркевич, который занимал должность председателя райисполкома. Были изысканы финансовые средства, и для редакции приобрели современный фотоаппарат «MINOLTA» и фотовспышку. Серьезная техника помогала получать более эффектные и качественные снимки.
Почему все получалось? Потому что хобби совпало с профессией. И это мне давало энергию, давало мысль. Идеи свои я черпал изнутри. Особо старался ни у кого не подглядывать, а придумывал сам. Конечно, ездил на курсы, просматривал центральные издания, но плагиатом заниматься не хотел.
Фотографии старался делать, чтобы была динамика, экспромт. Но бывает, что необходим и постановочный кадр. А вот его еще надо уметь сделать. Например, когда не успевал на концерте схватить момент, а сюжет позарез был нужен, просил остаться людей после мероприятия и восстанавливал по памяти их действия на сцене. В итоге, они замерли – ты фотографируешь. И так могло продолжаться довольно долго.
Самое неудобное состояло в том, что фотоаппараты были пленочные. Когда посещал четыре или пять объектов, то тридцать шесть кадров не всегда хватало. Это не как в цифровой технике: тысячу кадров сделал, сколько надо взял, остальное стер. Были и такие мощные фотоаппараты, которые заряжались только на двенадцать кадров. Такие, как «КИЕВ-88», «КИЕВ-60». Сильно не разбежишься.
Хочу, чтобы люди своей профессией гордились. Только тогда они будут отдавать ей себя целиком. Тогда и результат будет высочайший. У того, кто в профессии думает сугубо о материальных благах, толку не будет, а лишь одни разочарования.
Дмитрий Микитович
Вообще получилось так, что в редакции я работал дважды. Первый раз с 1988 по 1991 год. Зарплата была небольшая, а семью кормить надо было. Параллельно открыл ИП и подрабатывал на различных мероприятиях. Времена были сложные, поэтому вернулся в училище и какой-то период опять трудился там. Затем вновь пришел по приглашению заниматься своей любимой деятельностью. И прозанимался около восьми лет.
После Воложина проживаю в Несвиже. Но с удовольствием не отказываюсь помочь любимой редакции, поэтому всегда принимаю предложения пощелкать фотоаппаратом в знакомых местах.
Чтобы уловить момент кадра, необходимо иметь быстро работающую технику. Теперь ведь с этим нет проблем. Камера должна быть всегда наготове. Телефон из кармана быстро не достанешь. И важно предчувствовать момент, то есть должна срабатывать интуиция. Большое значение имеет задний план. Если он неудачный, то все мы понимаем, что фотошоп не воспрещается. Главное – конечный результат. Помню, всякие случаи были. И синяки приходилось ретушировать.
А еще два инструмента, которые у меня всегда были с собой – это зеркало и расческа. Порой приходилось и расчесывать, и в порядок людей приводить, чтобы до образа нужного довести.
За время работы фотокорреспондентом много веселых случаев было. Часто вспоминаю, когда на планерке о чем-то рассказывал и на вопрос, откуда я это взял, пришлось на ходу придумать и ответить, что из «справочника Потолоцкого», вроде как с потолка. Хотя сведения точно были достоверные. А все и поверили. До сих пор с улыбкой про это говорят.
По работе всегда уважал и уважаю пунктуальных людей. Договорились встретиться по времени – будьте добры. Время – ресурс невосполнимый. Еще всегда ценил честную работу на своем рабочем месте. Тянуть «свою лямку» по совести – это как заповедь. Нравилось в людях, когда они радовались жизни, а не плакали и не ныли. Работа приносила удовольствие, если на нее шел с радостью, и домой возвращался с хорошим настроением. Это значило, что завтра ты сделаешь еще больше и продуктивней. Если на пустом месте возникали какие-то «заморочки», это выбивало из колеи, что вполне очевидно.
У каждого фотокорреспондента свое видение жизни и своя манера подачи материала. Было время, когда я печатался и в «Минской правде», и в «Звезде», и в «Советской Беларуси». Был запрос – было поле деятельности. Нельзя судить одному фотографу другого и говорить, что не так и где плохо. Судить людям. Другое дело, если тебе самому не нравится. Тогда не поленись, повтори в другом ракурсе, в другое время, в лучших цветах.
Интересный факт. Если фотографировать человека, то это надо делать с 11.00 до 12.00, потому что «уже проснулся, но еще не устал». А после обеда с 15.00 до 16.00, так как «пообедал и вновь вошел в рабочий ритм». По поводу улыбки. Снимать надо, когда люди не начинают улыбаться, а уже заканчивают, исходя из того, что улыбка еще есть, но мышцы уже начинают расслабляться. Тогда человек красивее получается. Это как раз выходит на так называемой «скоростной стрельбе» фотоаппарата.
Бывает, что фото дается легко. Но иногда приходится мучительно и долго добиваться желаемого. Вспоминается один случай, когда я поехал в период уборки на поле в колхоз «1 Мая». Снимал комбайнера и его взрослую дочь, которую он взял помощницей. Во время разговора девушка подошла к отцу и «правильно» положила ему руки на плечи. Кадр получился незабываемый с первого раза.
Еще один удачный эпизод из моей практики, когда пошел первый снег, а я попросил разрешения сфотографировать девушку, у которой, оказалось, был день рождения как раз этим числом. Она была с прической и такая счастливая, что, стоя под зонтиком, сыграла роль практически профессиональной модели. Эту фотографию сразу забрала «Минская правда».
С возрастом все вспоминаешь, в том числе и ошибки, за которые обидно, но уже время назад не вернешь. Поэтому надо жить и радоваться, но думать о каждом шаге на этой земле.
Творческий поиск для людей подобной профессии дело обыденное. Часто мы смотрим на одно и то же, но видим это по-разному. И как важно прожить все эмоции сообща, особенно когда берешь интервью. Создавая историю о человеке, можно показать его разные стороны, а можно с акцентировать внимание на конкретной теме. Слушая талантливого фотографа, растворяешься в его воспоминаниях и четко представляешь все картинки его рассказа. Потому что неповторимый, потому что преданный до конца своему делу и способный «все вложить в одно фото».
Екатерина Король,
фото из архива