Новая версия блокбастера культового французского режиссера Люка Бессона «Дракула» вышла в российский и мировой прокат в сентябре 2025 года. Казалось бы, готический ужастик, заезженная история знаменитого вампира – чем тут можно удивить? Оказалось, есть чем! Бессон, несомненно, добавил креатива и снял пронзительную историю любви.
Действие начинается в конце XV века, когда правитель Валахии Влад Цепеш теряет любимую жену. Обидевшись на Бога, он отрекается от него и превращается в бессмертного вампира с одной целью – не пропустить перерождение супруги в новой эпохе. Романтические поиски сменяются приступами кровавого аппетита. Страх одиночества и звериного существования не убил в главном герое то, что делает нас всех людьми – чувство абсолютной любви. Ведь Бог и есть абсолютная любовь, а мы, как известно, созданы по образу и подобию. Так вот, та самая любовь показана в фильме довольно необычно и местами странно. Но любовь на то и абсолютна, чтобы художник искал варианты ее воплощения. Именно она способна вернуть даже самого страшного монстра к человеческому образу, помочь получить прощение и совершить поступок ради свободы любимого человека.
Да, существуют мнения, где фильм называют недоразумением, отношения главных героев – банальными, а самые напряженные сцены – не продуманными и слабыми. И действительно, для Люка Бессона, создавшего «Пятый элемент» и «Такси», эта картина может показаться наивной сказкой. Возможно, мы все привыкли к яркому и зрелищному шоу. А режиссер, напротив, хотел показать любовь такой, какая она есть: когда влюбленный мужчина замечает лишь одну ее, а окружающие люди будто бы исчезают. Кроме того, долгая жизнь в кинематографе румынского вампира сделала его фигуру многогранной, на которую можно накладывать любые сюжеты, чем и воспользовался автор. Явно, что цель его была не показывать кровавые и зрелищные картины, вселяющие в человека ужас и страх. Зачем? В современном мире с избытком визуализации распутства и ужаса. Почему бы не посмотреть на красоту, сменяющиеся эпохи, шикарные костюмы и красивых актеров.
Лично меня Бессоновский вариант заставил испытать жалость и сопереживание к главному герою. Да, бдительные критики могут найти в фильме множество изъянов и заимствований. К примеру, тот факт, что герой в какой-то момент становится похож на персонажа «Парфюмера», изобретая волшебный эликсир, притягивающий и подчиняющий людей. Думаю, тем, кто все же посмотрит фильм, стоит отнестись к гению современного кино с уважением и тактом. Ведь Люк Бессон уже все доказал в прошлом веке, сняв «Леона» и «Никиту», и имеет полное право на творческий эксперимент.
Почему же в России и Беларуси фильм получил долю успеха? Может быть, потому, что наши еще не запачканные гендерной пропагандой, распущенностью и вседозволенностью Европы души прочувствовали задумку режиссера, обращенную к важному и вечному: уважению и почитанию вселенских божественных законов, любви, верности, прощению. Ведь в финале режиссер показывает, что именно любовь побеждает зло, прощение все исправляет и ставит на свои места. Главный герой смиряется со своей участью и уходит в вечность. Так вот, именно смирение, любовь и кротость – понятия, нами неизведанные до конца, и всегда будут предметом для новых сюжетов фильмов и художественных произведений.
Инна ДАЛИДОВИЧ