Разве могла знать, а тем более предполагать в те далекие 90-е годы уже прошлого столетия маленькая девочка с огромными красивыми глазами, что пройдет всего лишь «каких-то тридцать лет», и ее тяга к творчеству станет мастерством, а талант поможет ей взойти на большую сцену для вручения своей работы самому главному человеку страны – Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко. Но… Обо всем по порядку.
Все мы родом из детства
Ирина Згирская родилась и выросла в маленьком и ничем, казалось бы, на первый взгляд не примечательном городке Воложин. Но это только на первый взгляд. Богатая история напитала воздух местечка духом разных культур. И сегодня районный центр – значимое место для людей, интересующихся прошлым, и остановочный пункт в туристических маршрутах.
Девочка росла в семье, где по линии Згирских люди были талантливые и даже одаренные. Из такой династии не могла не выйти творческая личность. Вот как сама Ирина Александровна об этом рассказывает:
– По линии отца все были очень мягкие по характеру, но зато с незаурядными способностями. Правда, не каждый развил в себе эти моменты. Но вот, например, дедушка мой был кравец, то есть закройщик-портной. Создавал просто шедевры. Сам придумывал все выкройки, сам раскраивал и шил на машинке «Zinger». Но и, кроме этого, умел делать практически все. Его брат был сапожником и жил с ним по соседству в деревне Узболоть. Про Згирских всегда ходила слава «рукастых». О своем отце, сколько себя помню, постоянно слышала от людей, что у него «золотые руки». Папа был очень добрым и мягким человеком и совсем не умел, как говорят, пробиваться в жизни.
Каждое лето меня отправляли в «летнюю ссылку» в деревню к бабушкам, которые живут через дом друг от друга. Меня ничем не нагружали, никаких особых заданий не давали, так как из многочисленных отпрысков по двум линиям я была из самых младших. Поэтому постоянно играла со своими двоюродными братьями.
Однажды мне показали очень пожилую женщину, которая ходила по нашей улице, и рассказали историю о том, как мой дед сшил ей свадебное платье. А я не могла представить себе, как это на такой бабушке да свадебный наряд. Но у своей бабули видела на вешалке пальто, сшитое мужем, где было множество выточек. Оно так смотрелось, как живая модель, которая вот-вот зашевелится. Будучи высоким мастером своего дела, дед шил и кожухи, и изящные наряды. Словом, все, что хочешь.
Конечно, такое может быть только от бога. Сестра моя тоже очень любит шить. У нее четыре швейные машинки, и она нас всех обшивает.
Меня к творчеству, в принципе, никто не подталкивал, но и в моих действиях ограничений не ставили, доверяли. Я делала то, что захочу. И почему-то всегда ходила за папой, как хвостик, наблюдая за тем, что он мастерит. Он делал разные штучки, мог из эпоксидной смолы заливать причудливые ручки для ножей. Но в основном увлекался радиотехникой. А я помогала: что-то держала, раскручивала, даже паяла вместе с ним.
А еще отец много читал. И я тут как тут. Приносила из библиотеки книги, в которых мало что понимала, но для меня самое важное было находиться рядом с папой. Так мы и перечитали всю библиотеку несколько раз.
Но волшебный толчок к художеству, скорее всего, я получила уже в школе. Еще в первом классе учительница заметила мои задатки. Она говорила: «Ой, как Ирочка хорошо рисует», а все дети прибегали к моей парте посмотреть на это. Рисунки до сих пор храню и считаю их хорошими работами для первоклашки. С той поры мне все время поручали всевозможные оформления. Считаю, что школа и сделала из меня художника. А я ведь любила и хотела танцевать, и все время сама себя направляла в танцевальный кружок. Да, видно, не судьба была.
Важное в мелочах
Творческие люди живут в своем особенном пространстве. На многие вещи смотрят под призмой внуреннего состояния души. Вдохновение черпают всю жизнь из окружающего мира во всех его проявлениях. Не исключение и наша героиня. О том, что имело всегда значение именно для нее, Ирина Згирская делится с нежностью и трепетом:
– Проводя каждое лето в сельской местности, на всю жизнь впитала ощущения деревенского дома и быта. Вот эти занавесочки в окошках, на которые невольно падает и до сих пор взгляд, по сей день волнуют меня необычайно. Сколько в них тепла и уюта, трогающих меня до глубины души.
Еще важны какие-то личные истории, которые остались в сердце и дороги мне. Был случай, когда я нарисовала во время студенческой учебы свой первый букет, подаренный молодым человеком. А на старших курсах наши лучшие работы забирали в накопительный фонд. Так вот мой букет тоже был оценен высоко и стал одним из экспонатов коллекции. Я даже плакала, так было жалко рисунка. Выручила подруга. Правдами-неправдами вернула мне мое сокровище. Оно и теперь находится всегда со мной. Видимо, в тот момент я не была готова поделиться своим трудом и частичкой себя. Для этого должно наступить определенное время. И оно наступило. Помню этот переломный момент. И сегодня мне хочется отдавать все, что я делаю. То есть творческий человек должен сначала накопить потенциал, а уж затем дарить его окружающим.
Ответственный момент
Говорят, что делать подарки гораздо приятнее, чем их получать. Нет ничего выше собственных эмоций, когда видишь, как то, что ты вручаешь, приносит радость адресату. Когда во время подготовки к областному фестивалю-ярмарке тружеников села «Дожинки-2024» педагогу дополнительного образования районного центра творчества детей и молодежи предложили сделать подарок для Главы государства, да непростой, а макет его родного дома, в котором он родился и вырос, дать однозначный ответ оказалось делом непростым. Как это было, вспоминает сама автор работы:
– Мне всегда нравились нестандартные задачи, и хотелось попробовать что-то новое. Когда пришло задание изготовить первый макет, а это был дворцово-парковый комплекс Тышкевичей, я просто загорелась идеей. Начался поиск чертежей, изучение деталей. Результат оправдал ожидания.
Но в случае с подарком предложение было очень ответственным. Изучив множество фотографий, рассмотрев миллион раз видеосюжеты и обдумав все до мелочей, я рискнула взяться за дело. Во время работы не думала об официальных условностях, а, прежде всего, представляла человека родом из этого дома, чьи пути могли пойти как угодно. То есть размышляла о прошлом и старалась представить, как же это все было. Пыталась услышать, как трещат дрова в печи, увидеть, какой уют создавала хозяйка, ставя на кровати подушки одну на другую, уловить аромат еды. Многие мысли посетили меня в тот момент. Но все же я считаю, что образнее всего получились те самые окошки деревенской хаты, в которые вложила максимум души и трепета, стараясь красиво заложить складочки на занавесках, а где надо, наоборот, расправить. На стены поклеила обои, а чуть позже все-таки решила провести внутрь свет.
Мне ничего не мешало. Я представляла деревенского мальчика, у которого есть свои задатки, свои мысли о будущем, но в тот момент он живет настоящим, глядя в окошко прямо на меня. Он помощник, который носит воду из колодца для матери, складывает дрова. Он видит поля, напитывается к ним любовью и понимает, что это его родная земля. А в саду летают бабочки, поют птицы и пчелы кропотливо собирают мед. Над домом пролетает аист. Простая белорусская действительность.
У каждого дома, как и у человека, своя энергия, своя внутренняя атмосфера, своя жизнь, которую необходимо почувствовать. Думаю, что мне удалось. Считаю, что макет родного дома в качестве подарка оценил бы любой человек. Данную работу я рассматривала вновь и вновь. В конечном итоге осталась довольна.
Когда мне задают вопрос, волновалась ли я на сцене рядом с Президентом, отвечаю однозначно: «Нет». Я ведь и не думала, что буду вручать сама, и такая мысль даже в голову мне не могла прийти. Все произошло неожиданно.
В выходной день я, как обычно, клеила очередную елочку, так как новогодние конкурсы, как всем известно, у нас начинаются задолго до срока. Так вот, когда раздался звонок, и меня пригласили в райисполком, растерялась. Человек я не публичный, а такой высокий уровень – и вовсе для меня недосягаемая планка, как думала я сама. Но ситуация распорядилась иначе.
К себе я требовательна. Первая мысль любой женщины – это «что надеть, чтобы выйти перед таким количеством людей», да еще рядом с Главой государства. Наряд был найден в местных магазинах на следующий день. Коллеги меня поддержали. Образ для выхода был подобран.
Когда стоишь за кулисами, о волнении думать некогда. Подарок находился тут же вместе с цветами в ожидании своего часа, его все рассматривали, удивлялись и расспрашивали, как он сделан.
Для меня важно было увидеть радость в глазах человека, которому я дарила подарок. И я ее увидела. Возможно, это было неожиданностью, но могу ошибаться. На сцене все происходит за секунды. Но даже за этот короткий миг успеваешь наполниться осознанием значимости момента.
Уже прошло какое-то время. Я живу и работаю дальше. Видимо, не сразу смогу осмыслить произошедшее, потому что это, как сон. Конфеты, которые мне достались в благодарность, были необычайно вкусные. Моя мама не разрешила их съесть сразу. И вообще она очень гордится тем, что произошло, и с удовольствием отвечает на вопросы всех знакомых и друзей.
Сейчас я стала известной и популярной. Люди подходят, говорят, звонят. Мне кажется, что это закончится. Главное, что в нашем городе прошли «Дожинки», что Воложин стал новым и современным. А я только маленькая крупинка всего этого. Я не воин, никого не победила, это всего лишь творчество. Для меня самое важное – моя честная деятельность. И удовольствие от того, что мои работы приносят радость окружающим.
Екатерина КОРОЛЬ