История в целом складывается из разных сюжетных линий людей и событий. Огромная книга времени состоит из строк, написанных кистью и пером мастеров и профессионалов своего дела.
85 лет, которые отмечает 10 октября газета «Працоўная слава», – это летопись безупречного труда преданных своему делу работников редакции, начиная от истоков основания печатного издания и до сегодняшних дней. Многие, кто сотрудничал с газетой во все периоды, ее руководители и воспитанники, вписали золотыми буквами свои имена в созидательную историю районной «Працоўкі».
Всегда интересно заглянуть в прошлое, полюбопытствовать о том, как велась работа, в каком формате происходило взаимодействие с населением, и, самое главное, каким атмосферным духом были проникнуты души и сердца людей, работающих со словом и запросами читателей.
Заглянув к ветеранам газеты, и выслушав их трудовые истории, понимаешь, что «бывших» здесь не бывает. Проникнутые готовностью «хоть сейчас в бой», они с удовольствием вспоминают, как это было. Под призмой этих эмоций и душевных переживаний нам удалось окунуться в тот удивительный мир газетной жизни, который существовал вопреки всему и несмотря ни на что.
Одним из ярких моментов деятельности редакции была династия Самуила Штейнера, его жены Регины Лерантович и их дочери Натальи Штейнер. О своей работе и о любимом отце, который был для нее во всем авторитетом, Наталья Самуиловна рассказывает с воодушевлением и сердечной теплотой:
– В том, что я оказалась в одном коллективе с родителями, никаких случайностей быть не может. Я вообще ребенок редакции, который с детства был пропитан атмосферой и разговорами про газетную работу. Наверное, другого выбора у меня и не было. Я в чистом виде гуманитарий. На факультет журналистики поступила не с первой попытки, но все же цели своей достигла. В 1974 году я стала студенткой.
Молодым специалистом начинала в Ивье, а когда мамы не стало, перераспределилась в Воложин. Все было очень легко. Никаких трудностей в начале профессионального пути я не испытывала, потому что пришла конкретно как к себе домой, я здесь выросла.
В то время Самуил Исакович был уже заместителем редактора. Я же начала с той должности, с которой, естественно, начинают все: корреспондентом. Очень скоро меня поставили заведовать отделом писем и массовой работы.
Для современной деятельности в редакции никаких советов быть не может. Прежде всего, по той причине, что и время абсолютно другое: формат иной, все другое, отношение к печатному слову несколько изменилось. Теперь интернет, сети.
Наталья Штейнер
Проводили множество мероприятий, даже таких, название которых сейчас уже никому ни о чем не скажет. Это, например, Дни открытого письма в рабочих коллективах. Мы очень серьезно к ним готовились. Собирали группу руководителей со всего района, которым люди задавали свои вопросы. Как правило, на таких встречах присутствовали представители образования, больницы, санстанции, транспортных коммуникаций, торговли.
В День печати, например, мы собирали весь рабселькоровский актив, а он был достаточно многочисленный. В этот день, 5 мая, мы всегда собирали в Доме культуры людей и проводили мероприятие. У нас в редакцию двери не закрывались.
При всех редакторах были обязательно коллективные поездки. Веселой компанией посещали выставки, музеи, а на обратной дороге в теплое время года организовывали пикники. Проводили время очень душевно.
В коллективе была теплая атмосфера. Мы дружили друг с другом, делились рецептами, копали всем картошку по осени. Дружили и наши дети. Это были непоколебимые традиции. Если свадьба, юбилей у работника, то шли абсолютно все, как одна семья.
Могли мы и поспорить между собой в коллективе, но все это быстро проходило. Объединяли трудовые десанты: на сено, на лен, просто субботники. Все прошли. К слову, газета раньше печаталась в местной типографии, поэтому тесно дружили и сотрудничали по всем направлениям с ее коллективом. Я и сейчас со всеми общаюсь и поддерживаю дружбу.
Замечу, что в то время было такое, что периодически зональным образом все коллективы редакций встречались на объединенных так называемых летучках. Для нас это были Молодечно, Воложин, Вилейка и Мядель. Мы обменивались опытом, обсуждали всевозможные темы, проблемы, подписку, новые рубрики. Обязательно кто-то всегда присутствовал из «Минской правды». Мы также между собой общались семьями и в гости друг к другу ездили.
Раньше не стоял вопрос о подписке, так как иных информационных источников у людей не было. Все выписывали нас с удовольствием. Чуть-чуть до десяти тысяч экземпляров не дотягивали, и этот уровень мы держали довольно продолжительное время. В редакции был, что называется, свой особенный дух. Не элита, нет. Но это был, если можно так выразиться, «штучный товар». Все нас знали и любили. Я это поняла в тот момент, когда не стало папы, и к нам, казалось, пришел весь город.
Скажу больше. Не ожидала, но было безмерно приятно, когда, находясь на реабилитации после операции в Аксаковщине, я, уже глубокая пенсионерка, без ложной скромности «сорвала свою минуту славы». Дело в том, что, как оказалось, в этом учреждении работает много медсестер и санитарок из нашего района. И когда они узнали мою фамилию, ко мне выстраивалась очередь на беседу. Люди приходили и говорили: «Наталья Самуиловна, мы никогда не думали, что увидим Вас вживую, всю жизнь читая материалы Ваши и Вашего отца».
Я это все слушала от людей из Ракова, из Дор, из Ивенецкого сельсовета, чуть сдерживая слезы. Наперебой спрашивали: «А помните, Вы у нас были? Писали то про брата, то про сестру». Конечно, кого-то я по фамилии могла припомнить, но, понятно, что не всех.
Мои соседи по палате недоумевали, наблюдая всю эту картину. Постоянно звучал вопрос: «Почему Вас все знают?»
Вернувшись из реабилитационного центра, сказала всем: «Ради этого стоило жить». Отрадно, что людям в глаза не стыдно смотреть, что все написанное – от души и правда. Я вообще считаю, что в статьях должно быть все выверено до мелочей, начиная от правильных названий населенных пунктов и заканчивая фамилиями. Для корреспондента важными являются мобильность, развитые коммуникации и умение в каждом человеке, независимо от статуса, рассмотреть ценность и значимость его личности. И, как говорил мой отец, Самуил Штейнер, новость лежит у нас под ногами, просто надо увидеть ее и подобрать. Понимаю, что на сегодняшний день газете сложно конкурировать с интернет-сетями, но все же есть целевая аудитория, которой привычней взять в руки бумажный вариант.
Да, действительно, надо сказать, что время сейчас другое, но это ни хорошо, ни плохо. Просто действительность диктует свои правила.
Еще одним интересным человеком, посвятившим себя работе с печатным словом, является одна из бывших редакторов «Працоўнай славы» Софья Игнатьевна Ковязо, которая этой осенью в ноябре отметит свою 82-ю годовщину. Почти ровесница газете, но живой огонек в глазах всегда выдает молодость души.
Софья Игнатьевна поделилась воспоминаниями о том, почему выбрала такую работу, и о времени, когда печатное издание расходилось «на ура», представляя собой единственный источник районных новостей:
– С самого раннего детства мне очень нравились сказки, которые рассказывала бабушка. В школе хорошо получалось писать сочинения, поэтому педагоги мне уже тогда пророчили на будущее связь с филологией. Так и получилось.
Если бы мне предложили прожить свою жизнь заново, то, скорее всего, я бы согласилась. Вот только добавила бы в нее то, на что пойти в свое время струсила. Это аспирантура, от которой отказалась. Еще один момент – это отказ от литературного института в Москве, куда мне предлагали поехать, а я сильно засомневалась. Вот Виктор Шнип закончил это учебное заведение.
Софья Ковязо
Училась в институте заочно, потому что родители были колхозниками, и работы всегда хватало с излишком, приходилось все время помогать. На предпоследнем курсе устроилась машинисткой в молодечненскую газету «Святло камунизму», благо из Березинского, где мы жили, было несложно добираться. Это было начало шестидесятых прошлого века. Я ко всему прочему писала стихи, и меня пригласили в редакцию с расчетом, что появится место корреспондента.
Хорошей традицией были у нас литературные посиделки, на которых я познакомилась с Юлианом Высоцким из Воложинского района. Он был поэтом и приезжал к нам в гости. А в Воложине с 1965 по 1967 год был редактором Антон Кирюшкин. Вот Юлиан и порекомендовал меня в качестве работника.
Я съездила на собеседование и в августе 1966-го стала литературным сотрудником «Працоўнай славы» в отделе сельского хозяйства, которым руководил Самуил Исакович Штейнер. В то время редакция находилась на улице Советской в доме «Старога Уласа» (Владислава Петровича Сивого-Сивицкого).
В отличие от газеты в Молодечно, здесь была, в основном, молодежь, кромке руководящего звена. На то время ответственным секретарем работал Николай Чайка, который впоследствии сменил Антона Денисовича на посту и стал следующим редактором с 1967 по 1970 год. Коллектив состоял из 15 человек. Все отделы сидели в одной комнате: партийной жизни, сельского хозяйства и т. д. В таком же маленьком помещении находились машинистки, корректоры и все остальные.
В скором времени меня переместили на должность заведующего отделом писем и организационно-массовой работы. Работала школа рабселькорров, для которых мы готовили и читали лекции, разбирали их материалы, стихи, рассказы, которые они привозили с собой. В основном, это были школьники, задействованные в школьных стенгазетах. Как раз в то время приезжал к нам и Виктор Шнип из Пугачей, еще совсем небольшим мальчишечкой. Приезжали и мастера слова, например, Петро Битель из Вишнева, Антон Гедроить, Петр и Юрий Скоринки, отец и сын. Кстати, Юрий – автор слов песни «Воложин, Воложин, ты маленький, ну что же…». А Петр Скоринка – это скульптор, который оставил много памятников в городе. Бывал у нас и директор музыкальной школы композитор Валерий Хохлов, написавший музыку к вышеупомянутой песне. Антон Гедроить работал в то время в районном отделе образования и однажды ему подарили рукописную книгу его же стихов и выступлений по инициативе Марии Шакун, также работающей с ним.
Софья Ковязо (справа) со своей подругой
Мы школьникам потом и направления в институты давали. Многие после нашей школы поступили по этому направлению и работали в сфере печатных изданий.
Мне было тогда 24 года, а меня уже все называли по имени и отчеству, потому что многие были еще моложе. Мы все смеялись, как Сергея Кулаченко (будущий отец Дианы Арбениной) папа прямо после школы за руку привел фотокорреспондентом в газету. Зато в дальнейшем из него получился блестящий ответственный секретарь.
По мере моей работы в газете мне начали поступать предложения по карьерной лестнице. Первым секретарем тогда был Юрий Иванович Щелкин. Вот вызывает он меня и говорит: «Ты секретарь парторганизации в редакции, от тебя не отстанут, а такие кадры нам самим нужны». И так я оказалась в райкоме партии с 1970 по 1989 год.
Затем ушел на пенсию тогдашний редактор Семен Владимирович Ломать, и меня утвердили на эту должность, где проработала до 1999 года.
Могу сказать, что в мою бытность с редакцией очень считались. В газете был такой уклон, что на 60% она должна была состоять из материалов внештатных авторов: рабочих, колхозников, учителей и т. д. Было очень интересно.
Возможность общаться с широким кругом населения всегда меня привлекала. Вот, например, работала заведующей молочно-товарной фермой в Чертовичах Зинаида Литвиненко, бывшая подпольщица военного периода. Очень интересно было с ней общаться. Это же наша история. Такая была еще заведующая фермой в Ракове Мария Романчик, награжденная орденом. Она потом руководила клубом доярок-четырехтысячниц. Очень интересные люди встречались на нашем пути. С восхищением вспоминаю таких руководителей, как Михаил Уласик, Николай Щуцкий, сделавших очень много для людей, про которых также писали.
Многое вспоминается с гордостью и благодарностью к коллегам. В свое время наша Наталья Штейнер вела колонку новостей. Мы ее называли «королевой информации». Все знали: нужна новость – иди к ней. Это было ее жизненным кредо. У нее и теперь, насколько я знаю, не замолкает телефон.
Что касается современной районки, то, конечно, она совсем другая. Лично мне хотелось бы видеть больше материалов о селе. Как там люди живут, чем дышат. Например, молодежь на фермах больше освещать. Был когда-то в Ивенце директор племптицезавода, бывший военный, который говорил, что хотел бы видеть доярок, которые ходят в туфельках по ферме.
Газету читаю всегда и вижу много положительного, интересного. Нравится, что показаны ухоженные подворья в пример остальным.
Меняются времена, люди, взгляды. Но газета однозначно должна выходить. Ценности непреходящи, а печатное издание – это проводник и связующая нить между населением и руководящим эшелоном района. Наша газета раньше всегда была в пятерке лучших в области по количеству подписчиков. И даже в тяжелые девяностые, когда районом руководил Валентин Малишевский, он очень поддерживал редакцию, много помогал. В любом случае, «Працоўнай славе» – жить.
Екатерина КОРОЛЬ
Фото автора и из архивов