Мы продолжаем серию публикаций об истории создания служб отдела внутренних дел и руководителях в разные годы. Информация собрана председателем районной организации ветеранов внутренних дел Виктором Якутовичем. В нашем интервью он рассказал, с чего все начиналось.
История
История уголовного розыска уходит корнями в середину XIX века. Несмотря на то, что Министерство внутренних дел в Российской империи как отдельная структура появилась в 1802 году, в 1866-м назрела необходимость в создании специального отдела. С развитием общественных отношений наблюдался быстрый рост преступности, а отсутствие эффективных средств борьбы с ней вызывали серьезное беспокойство наиболее дальновидных руководителей полицейского аппарата. В связи с чем в выше упомянутом году петербургский генерал-лейтенант Ф. Ф. Трепов направил царю Александру ІІ записку, в которой говорилось, что существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части с целью производства исследований для раскрытия преступлений. На тот момент эти обязанности лежали на чинах наружной полиции, которая, «неся на себе всю тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении». Для устранения этого недостатка Ф. Ф. Треповым и было предложено учредить сыскную полицию. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что прародителем уголовного розыска является генерал-лейтенант Ф. Ф. Трепов. Именно его записка привела к образованию службы.
Следующим этапом формирования службы уголовного розыска стал ХХ век. 9 августа 1910 года издается «Инструкция чинам сыскных отделений», определившая их задачи и установившая структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырех структурных подразделений-столов: личного задержания, розысков, наблюдения, справочного регистрационного бюро.
Победа февральской революции внесла серьезные изменения в существующий в государстве порядок, и это отразилось, в том числе, на деятельности органов уголовно-сыскной полиции. Временное правительство 6 марта 1917 года упразднило в Министерстве внутренних дел Штаб отдельного корпуса жандармов и 10 марта 1917 года Департамент полиции, а взамен провозгласило полицию народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
Гражданская милиция Минска находилась в ведении исполнительного Комитета Общественной Безопасности при городском комиссаре. Комиссаром уголовного отделения минской городской милиции был судебный следователь Г. Г. Лебедев.
28 октября (10 ноября) 1917 года НКВД РСФСР, уполномоченный Советом Народных Комиссаров, издал постановление «О рабочей милиции», которое явилось первым нормативным актом, определяющим создание советской милиции как исполнительного органа местных Советов рабочих и солдатских депутатов. В соответствии с данным документом создавались и новые формирования на территории Беларуси.
5 октября 1918 года коллегия НКВД РСФСР утвердила положение о советском уголовном розыске, органы которого учреждались в городах с населением не менее сорока – сорока пяти тысяч человек для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом. При Главном управлении рабоче-крестьянской милиции НКВД было создано Центральное управление уголовного розыска. Первым начальником службы уголовного розыска милиции Беларуси стал Антон Антонович Ковальский (начальник Главрозыска Главмилиции ССРБ с 6 ноября по 2 декабря 1920 года).
Руководство отделения уголовного розыска в Воложине
Воложинский уголовный розыск вписал немало ярких страниц в общую историю службы. Однако сегодня хотелось бы вспомнить поименно всех тех, кто в различные годы возглавлял это славное подразделение, стоял на переднем крае нелегкой борьбы с преступностью. Первым начальником уголовного розыска в Воложине стал сержант милиции Георгий Артеменко. Он возглавлял уголовный розыск Воложинского РО НКВД Барановичской области с апреля 1940 года и прослужил в этой должности до июня 1941 года. В послевоенные годы службой руководили заслуженные и уважаемые ветераны Великой Отечественной войны Ануфриев до 1950 года, Иосиф Телегин, Григорий Скрипкин, Михаил Фомин, Михаил Станцель.
Руководителями уголовного розыска Воложинщины, которые работали в период становления и развития правоохранительной системы района в 70-90-е годы нашего столетия, стали подполковник милиции, воин-интернационалист, Кавалер ордена Красной Звезды Викентий Сенько, майор милиции Зенон Подгайский, майор милиции Викентий Лотыш, подполковник милиции Григорий Шумский, капитан милиции Иосиф Трацевский, подполковник милиции Владимир Кунцов, подполковник милиции Виктор Лавринович (единственный в истории уголовного розыска Воложинского РОВД начальник подразделения, которому специальное звание «подполковник милиции» присвоено приказом МВД РБ сверх положенного по занимаемой должности), подполковник милиции Евгений Слиж, воин-интернационалист, подполковник милиции Юльян Болдовский, майор милиции Юрий Залесский, полковник милиции Николай Смольский, подполковник милиции Артур Махмудов, подполковник юстиции Владимир Ланько, подполковник милиции Виктор Рысник, подполковник милиции Артем Гульба. Их заслуги в деле поддержания должного общественного порядка, борьбе с преступностью нисколько не меньше, чем наших ветеранов.
Из воспоминаний Зенона Подгайского в очерке к празднованию 95-летия образования службы уголовного розыска:
«Работали в достаточно сложных условиях. Из всего кабинетного имущества только старая пишущая машинка для ведения протоколов и оформления иных процессуальных документов, бумага, чернильница и ручка. На весть отдел милиции – две автомашины. Добирались до места происшествия пешком либо на попутном транспорте. Что приходилось выполнять обязанности следователя – осматривать место преступления, снимать отпечатки пальцев, искать вещественные доказательства. Но мы добились высокого процента раскрываемости – до 95, четверть от этого количества раскрывали по горячим следам. Убийства и другие тяжкие преступления не оставались без правовой оценки и судебного наказания. Даже пословицу «против лома нет приема» я в свое время оспорил, так как на одном из выездов пришлось голыми руками задерживать разбушевавшегося конокрада, вооруженного ломом».
Подготовила Наталья НЕМКЕВИЧ