В аккаунт «Працоўнай славы» подписчики прислали пост со страницы detki_otkazniki с просьбой разместить — помощь нужна семье Крутько из Вишнева. История папы, воспитывающего трех дочерей после смерти их матери, вызывает сопереживание и готовность помочь. Так ли на самом деле выглядит история, решили проверить.
Мы выехали в агрогородок Вишнево, чтобы расставить все точки над «і» и расспросить саму семью, действительно ли они нуждаются в помощи, как это описано в посте.
Проходим в дом, где все очень скромно, но чисто. Девочки готовятся к поездке в Минск. Просим Дмитрия Крутько пояснить ситуацию с публикацией в интернете.
Цитата из поста:
«Дома своего у них нет, папа работает в колхозе, чтобы у них была крыша над головой, пока работает в колхозе, дом есть»
Как рассказывает нам сам Дмитрий: «Дом, в котором живем сейчас, принадлежит КСУП «Городьковское». В доме живем уже более десяти лет. Дом блочный, имеет три комнаты, санузел, индивидуальное отопление, водопровод и канализацию. Поскольку построен уже давно, требуется ремонт. Стены обсыпаются и в него нужно вложить деньги. Сколько – я не считал. Присмотрел дом в деревне Колесниковщина, хочу его купить, чтобы он был в моей собственности. На вопрос: «За какие средства собираетесь его отремонтировать, ответила его знакомая Анна, которая и написала пост о помощи этой семье:
— Ремонт собираемся сделать за наши общие средства.
После услышанного назревает вопрос: «Почему не купить этот же дом за собственные средства?». Жилье стоит 2 тысячи у.е., а ремонт, судя по предварительной оценке, будет стоить не одну тысячу рублей. Да и стоит ли менять дом в центре агрогородка Вишнево, на центральной улице с магазином, амбулаторией, школой в шаговой доступности, на разваливающийся дом за 3 километра в деревне Колесниковщина? Мы спросили: «А вы узнавали у руководителя хозяйства, как можно его выкупить, и сколько это будет стоить?» На что Дмитрий ответил: «В хозяйство не обращался, знаю со слов, что он будет стоить очень много денег, а у меня их нет».
Мы спросили у специалиста сектора ЖКХ: «Как может семья улучшить свои жилищные условия?»:
— Во-первых, Дмитрий может обратиться в хозяйство, где ему посчитают остаточную стоимость дома. Как многодетная семья, они могут выкупить этот дом на условиях льготного кредитования. Во-вторых, он может стать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельисполкоме и построить свой дом также на условиях льготного кредитования.
К слову сказать, Дмитрию предлагали подумать над строительством квартиры в Воложине, но он категорически отказался, мотивируя тем, что денег у него не хватит и у него хозяйство, за которым нужно смотреть.
Цитата из поста:
«Но работа в 400 рублей. Есть еще пенсия по потере кормильца. Дмитрий старается подрабатывать в свободное время, то траву покосит, то еще подсобной работой поможет за вознаграждение»
В КСУП «Городьковское» нам сообщили, что Дмитрий работает ночным сторожем два через два уже 5 лет. Такой график позволяет ему собрать детей в школу, а также встретить их после. Заработная плата сторожа за апрель составила 600 белорусских рублей, за вычетом на руки — 540 рублей. В доходы семьи входит пенсия по потере кормильца на троих детей – в среднем это 376 рублей на одного ребенка в месяц. С ним проживает его мама, которая получает пенсию по возрасту. Дмитрий ухаживает за ней, так как она лежачая (документы на получение группы инвалидности он не подавал).
По словам Дмитрия у него есть лошадь, куры, раньше были свиньи, но их пришлось зарезать. Других пока не держит. Во дворе стоит мотоблок, с помощью которого он подрабатывает. За домом есть большой участок земли, посажен огород и картошка.
Цитата из поста:
«За помощью обратилась односельчанка, которая очень хорошо характеризует семью, сам Дмитрий ничего не просит».
Этот момент мы тоже уточнили. Анна, которая обратилась за помощью, не односельчанка Дмитрия. Она приезжает погостить к своей сестре в деревню Колесниковщина из Минска. Во время нашего визита, она присутствовала. Из разговора мы узнали, что с Дмитрием они знакомы месяц, и у них есть планы на совместное проживание.
На вопрос: «Почему не обращались за помощью в государственные учреждения, а сразу написали в интернет?» Она пояснила, что на ее взгляд, для того, чтобы оформить материальную помощь, нужно ехать в райцентр. А на просьбу о помощи — всегда откликнутся люди, которым помогать другим — в радость.
Цитата из поста:
«Девчонкам нужны вещи, обувь, растить троих детей одному не просто«
Так нужна ли Дмитрию и его семье помощь, мы поинтересовались у директора Вишневской средней школы Аллы Викторовны Климковой. Кто, как ни работники школы лучше знают ситуацию в семье.
— Конечно, смерть матери стала шоком не только для девочек, но и для всей деревни, — вспоминает Алла Викторовна. — В школе мы делали все возможное, чтобы помочь девочкам пережить такое горе. Если нужна была помощь, подключался весь педагогический коллектив и одеждой, и игрушками, кто, что мог, приносили в школу. Что касается папы, то он конечно же очень старается, чтобы дочки ни в чем не нуждались, и прилагает для этого много усилий. Держит хозяйство, у девочек отдельная комната, все всегда убрано. Девочки живут обычной жизнью: школа – свои увлечения – помощь папе по хозяйству. Вот и при последнем посещении семьи в доме было убрано, есть запас продуктов, посажен огород, картошка. Обычная деревенская семья со своими хлопотами.
Лариса Кулак, главный специалист сектора по охране детства управления образования, спорта и туризма райисполкома:
— Дмитрий Крутько, после смерти своей жены в 2018 году один воспитывает троих дочерей Полину, Надежду и Юлию. Работает ночным сторожем в хозяйстве по сменному графику два через два. График сменный, и Дмитрий Иванович может собрать детей в школу, а также встретить их после. Они проживают в агрогородке Вишнево, в доме, предоставленном хозяйством. Дом блочный, три комнаты, санузел. Кроме заработной платы он получает пенсию по потере кормильца на троих детей. Также с ним проживает его мама, которая получает пенсию и за которой Дмитрий ухаживает, так как она лежачая. В доме всегда чистота и порядок. Стоит сказать, что никакого запаха ( а он характерен для дома, где есть лежачий больной) я не заметила. Единственная проблема у Дмитрия, это срывы, когда он может начать выпивать (по этой причине в 2022 году дети признавались находящимися в социально опасном положении). Но как только это происходило, сразу же подключались родственники, школа и органы опеки и попечительства. Он и сам понимает сложившуюся ситуацию и знает о такой своей проблеме, поэтому сразу же начинает курс лечения.
На протяжении всего времени помощь семье оказывают и наш территориальный центр социального обслуживания населения, и школа, и сельский совет, и управление по образованию. Девочки ежегодно проходят бесплатное оздоровление в детских лагерях отдыха. Сам лично Дмитрий никогда за помощью не обращался только потому, что как и большинство мужчин привык сам решать свои проблемы, но от предлагаемой помощи никогда не отказывался. Я помню, как после смерти его жены была создана группа в одной из социальных сетей района, и неравнодушные жители района помогали семье.
Жительницы аг. Вишнево Лариса и Светлана были удивлены, когда мы спросили, нужна ли помощь семье Крутько. Единственное, что сказали женщины о Дмитрии, не каждый сын так досмотрит свою мать в старости, как это делает он.
Подытоживая все выше написанное: дом, который планируют купить и перевезти всю свою большую семью (пятеро детей и лежащую мать) Дмитрий и Анна, не оформлен документально. К тому же, требует капитального ремонта, финансовых средств на который нет. На сегодняшний момент девочки и одеты, и обуты. Дом содержится в порядке, холодильник полон еды. Так на что была направлена эта публикация в Инстаграмм? Администратор группы так и не смог ответить на этот вопрос, оставив нам телефон Анны, знакомой Дмитрия.
Между тем пост просмотрело более 4 тысяч человек. Сбор закрыт. Значит, необходимую сумму неравнодушные люди помогли собрать. А нужна ли была помощь Дмитрию и его семье, ответ найдете сами.