КГК Минской области совместно с органами местного управления, специалистами санитарного надзора и Госстандарта в соответствии с возложенными на контрольные органы функциями осуществляет мониторинг ситуации на потребительском рынке столичного региона.
Контрольные мероприятия направлены на недопущение необоснованного роста цен, сбалансированное насыщение рынка товарами надлежащего качества, в том числе отечественного производства, обеспечение соблюдения законодательства.
Многие проблемные вопросы функционирования торговли выявляются по результатам проведения тематических «горячих» и «прямых» линий, приемов граждан. Так, на «горячую линию» КГК Минской области с октября 2022 года поступило 336 обращений, связанных с функционированием объектов торговли.
В 2022 году и за истекший период 2023 года проведены мониторинги более 600 торговых объектов. Нарушения законодательства о ценообразовании установлены почти в каждом пятом магазине (113 объектов).
Помимо этого, наиболее распространенными нарушениями являются несоблюдение правил торговли, санитарных норм, требований в области стандартизации.
В ходе проведения мониторингов несоблюдение санитарных норм и правил установлены в 152 торговых объектах, нарушение технических регламентов – в 80 торговых объектах. Наиболее типичны нарушения, связанные с отсутствием на торговых объектах документов, подтверждающих качество продукции.
Фиксируются также факты отсутствия в продаже отечественных товаров, предусмотренных ассортиментными перечнями.
По результатам мониторинга всем субъектам хозяйствования, допустившим нарушения, направлены рекомендации по их устранению, к административной ответственности привлечены более 30 виновных должностных лиц.
Например, грубые нарушения законодательства о ценообразовании были установлены в ходе мониторинга деятельности одного из частных торговых предприятий-импортеров, зарегистрированного в Минском районе.
Установлено, что осуществляя реализацию овощной продукции импортного происхождения (огурцы, томаты, красный перец и др.) в адрес торговых и бюджетных организаций (одним из потребителей продукции выступал комбинат школьного питания в г.Минске) предприятие необоснованно применяло торговую надбавку, завышенную до 300%.
За допущенные нарушения порядка формирования и применения цен недобросовестное торговое предприятие привлечено к административной ответственности в двухкратном размере допущенного завышения цен (штраф составил более 80 тыс. руб.), директор предприятия привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 базовых величин.
Также в торговле не всегда обеспечивается эффективное использование отечественной плодоовощной продукции, заложенной в стабилизационные фонды. Графики ее реализации во многих случаях не выполнялись, что приводит к отсутствию в продаже недорогих овощей, а также к потере потребительских качеств хранимой на складах продукции.
В связи с выявлением грубых нарушений, которые не устранены в рамках выданных первичных рекомендаций, работа 8 торговых объектов в Минской области была приостановлена до полного выполнения требований законодательства, регулирующего порядок осуществления торговой деятельности.
Так, до устранения грубых нарушений была приостановлена работа отдельных торговых объектов в д.Малиновка, аг.Лесной и аг.Колодищи Минского района, аг.Марково Молодечненского района, в г.Смолевичи и ряда других.
По результатам контрольных мероприятий Минскому облисполкому предложено принять дополнительные меры по организации контроля за соблюдением на объектах торговли законодательства о ценообразовании, ассортиментных перечней, иных правил торговли, санитарных норм и правил, недопущению снижения доли отечественных товаров в розничном товарообороте, эффективному и своевременному использованию овощной продукции, заложенной в стабилизационные фонды.