Чудный и загадочный мир кино дарит зрителю неповторимые впечатления, новые знания и возможность совершить путешествие в иные, неизведанные пространства. Люди скольких профессий причастны к созданию фильма, сложно представить!
Например, сценаристы, режиссеры, актеры, съемочная группа, костюмеры и многие другие. И сколько еще специалистов трудятся над тем, чтобы мы, зрители, увидели готовый продукт кинематографа на большом экране? Сегодня, хотелось бы рассказать об опытном специалисте, которая более 45-ти лет работает в кинотеатре «Юность».
История инженера I категории филиала КУП «Миноблкиновидеопрокат», отвечающая за кинопроекционную аппаратуру, звуковоспроизводящую технику всего района, Софии Соколовой, началась задолго до поступления в Минский техникум на факультет «Киноаппаратура». Родилась в деревне Родники недалеко от Ивенца. Интерес и способности к электронике получила от отца. Адам Константивич работал механизатором в колхозе. Кроме того, был умелым кузнецом, печником, прекрасно разбирался в технике. Любимая дочка Софийка всегда «крутилась рядом» с папой. Так с детства и научилась разбирать до основания и собирать любые механизмы, а в юности — водить мотоцикл. Со сверстниками из деревни бегала на редкие кинопоказы. Не всегда была возможность, а очень хотелось. Так и зародилась мечта у юной Софии: увидеть все фильмы в мире. Мечта была настолько сильной, что решила во взрослой жизни связать свою судьбу с профессией в кино. Хотелось не просто показывать кино, но и быть причастной к созданию его.
И вот уже успешно поступила в Минский техникум. Да, не совсем обычная профессия для девушки, но мы же помним об умении работы со всевозможными механизмами с детства! Поэтому учиться было легко и интересно. В этой профессии, как и во многих, необходим опыт, которого стоит набираться уже во время учебы. София Адамовна знает, что те, кто приходят в эту профессию, из нее уже не уйдут. Настолько притягательный и интересный мир кино. Собственно, так и происходило с Софией. Киноустановки, кинотеатры Минской области и рабочие площадки «Беларусьфильма» стали местом получения знаний и технических навыков.
В техникуме разбирали аппаратуру до последнего винтика, изучали все досконально. Нужно было не просто собрать, но и отрегулировать с определенными зазорами, чтобы пленка не портилась. Скачковые барабаны, стальные ленты, тянущие, задерживающие, тормозные барабаны –это все моя стихия. Такие знания пригодились в работе вообще и особенно после того, как в пионерских лагерях Воложинского района после зимней консервации аппаратуры ее настраивали снова и снова.
София Соколова
Обучаясь в такой среде, девушка стала мечтать о продолжении в профессии звукорежиссера. Но судьба распорядилась иначе, о чем София Адамовна ничуть не сожалеет. Молодым специалистом приехала на отработку в Воложин и попала под опеку опытного главного инженера Ивана Ивановича Ботяна. На тот момент в кинотеатре работали еще четыре киномеханика и оператор пульта управления. Коллектив большой, работы много. Но и София показала свои умения и знания с отличной стороны.
Кино – это моя жизнь, это смешение эпох. Опираясь на опыт, могу начать смотреть фильм и знать, как дальше будет развиваться сюжет. Люблю российское кино и наше белорусское. Исторические и снятые на реальных событиях картины ближе всего мне по духу и радуют всегда. Вижу, как снят фильм, много ли спецэффектов. Современные фильмы построены на спецэффектах с быстрой сменой кадров – мне не совсем такое подходит. Кино должно оставаться смысловым. Кстати говоря, белорусское кино сохранило это ценное качество.
София Соколова
Какое-то время в ее юной голове еще теплилась мысль о карьере в Минске, но любовь решила все по-своему. Вышла замуж и осталась в Воложине навсегда. Само собой, родились детки, добавились семейные заботы. София нашла свое место и счастье в нашем городе. А самое главное, что постепенно стала сбываться ее юношеская мечта – увидеть все фильмы мира. Свое профессиональное образование София Адамовна продолжила без отрыва от работы. Заочно закончила институт по той же специальности «Киноаппаратура». Технологии не стоят на месте и в этой профессии можно учиться всю жизнь. Но, как утверждает сама София, база практических знаний из техникума стали надежным фундаментом навсегда.


Огромный, охрового цвета, чемодан приехал вместе с Софией в Воложин. Он оказался долгожителем и настоящим служителем кино. Много лет назад его стали использовать для переноса аппаратуры. Надежный долгожитель и сейчас находится в аппаратной.

Ремонт и наладка аппаратуры, сохранность фильмофонда, качественный показ кино зрителю, обслуживание трех постов с установками 23КПК, в районе киноустановки – «Украина», «Ксенон», «Ксенон-3М» и другие бобинные модели – то, с чем работала София Адамовна в первые года. Фильмы приходили в банках, с многометровыми кинопленками, которые перематывали, пересматривали и готовили к показу.
Многие годы работы в профессии сделали Софию Адамовну эксклюзивным специалистом. Вместе с замечательным коллективом пережила многие изменения и модернизации кинотеатра «Юность», со временем стала отвечать за киносетку всего района. С самого начала приходилось присутствовать на многих сеансах. Сколько кинолент увидела за эти годы, сосчитать невозможно. На вопрос, какое кино нравится больше всего, София Адамовна отвечает, что живое, настоящее, где есть, о чем подумать, с хорошим сюжетом. Скучает София Адамовна и по пленочному кино. Знает, что именно такое кино неповторимо, где актеру невозможно было сыграть фальшиво. Многие дубли, монтаж, озвучка не повторит ни один компьютер. Да, пленки нужно было пересматривать, перематывать, настраивать до миллиметра верно аппаратуру, чтобы не испортить фильм. Но все это нюансы, меркнущие перед возможностью снова и снова увидеть кино.
Восторгаюсь работой нашего киномеханика Виктора Голуба. Около трех лет с ним работаю и не устаю удивляться его умениям и способностям. Когда-то пришел как новый специалист и остался. Казалось бы, что о технике в кино знаю все, но нет, многим премудростям продолжаю учиться именно у него. Виктор Александрович опытнейший электронщик. Моя профессия, как механика уходит в прошлое. Сейчас нужно быть больше программистом. Но и с этим справляюсь и мне интересно.
София Соколова
Первое переоснащение произошло в 2008 году, появилась возможность работать на технике Чешского производства. Цифровое кино, стремительно вошедшее в наш век, появилось в кинотеатре с 2015 года. Стало работать проще, все передается через спутник, тяжелые коробки с кинопленкой ушли в историю. Аппарат Чешского производства и настоящая пленка остались в кинотеатре до наших дней. Возможно, когда-то они попадут в музей кино в Минске.
Сейчас, сохранившийся Чешский аппарат в кинотеатре «Юность», часто становится объектом внимания детей, которые приходят на экскурсию. Рассказывает София Адамовна о прошлых годах работы, когда коллектив насчитывал около 60 сотрудников, и в каждом сельском клубе имелась своя киноустановка, где работали штатные киномеханики. За всю технику, ее настройку, ремонт, обучение новых специалистов всегда отвечала София Адамовна. Когда смотришь на эту хрупкую, нежную женщину, то не верится, что она с техникой на «ты».
Вспоминает София Адамовна Ивана Ивановича Станкевича – одного из первых киновидеодемонстраторов Воложинского филиала. Именно он, примерно в 2000 годах, стал выезжать на район для демонстрации фильмов населению на новой видеопроекционной аппаратуре. Кассеты, затем диски, были, конечно, новинкой и диковинкой для всех. Юрий Николаевич Ступаков – еще один из хороших киномехаников. Как бывший военный относился ко всему с повышенной ответственностью. Его любимая фраза – «Было б сказано, будет сделано» говорит о многом. Увидеть его в аппаратной с технической книгой в руках было нормой. Евгений Липай, Алексей Бартош были отличными киномеханиками. Работая у нас, получили высшие образование и дальнейшую путевку в жизнь.
Повезло обеим дочкам Софии Адамовны, которые часто бывали у мамы на работе и пересмотрели множество фильмов. Со временем и внук стал приходить к бабушке, который стал настоящим кинокритиком. Был любознательным и способным, со временем стал отличным в итоге программистом. Получается, что юношеская мечта Софии Адамовны исполнилась и стала счастьем не только для нее, но для ее семьи и тысяч зрителей города и всего района.
София Адамовна рекомендует посетить музей истории белорусского кино в Минске, на улице Свердлова, д. 4. Именно там можно увидеть прогрессивное развитие от сложной работы первых киномехаников, до современный аппаратуры.
Инна ДАЛИДОВИЧ,
фото автора и из архива Софии Адамовны