Наличие и количество трудовых династий в любой организации свидетельствуют о ее престиже. Показателем социальной стабильности считается тот факт, когда целые семьи поколениями оттачивают мастерство в определенной сфере, а коллектив представляет собой одно созидательное целое.
О дорожниках, для которых семья и дело уже неразделимы, хочется поговорить в преддверии их профессионального праздника. История семьи Сухолет является ярким примером того, как преданность родителя своему делу переросла в заинтересованность и любовь к дорожной профессии и его троих сыновей. На вопрос, кто в семье самый фанатичный дорожник, братья в один голос указывают на отца, у которого не было ни одного отпуска, чтобы он провел его, как говорится, «от звонка до звонка», не заходя на рабочее место.
Легкого хлеба не бывает. Но глубоко убежден, что вкуснее всегда свой кусок, как бы трудно он не доставался.
Михаил Сухолет
Воспоминаниями о своем трудовом пути трепетно и самыми теплыми словами Заслуженный дорожник Беларуси Михаил Сухолет поделился с читателями нашей газеты. В его рассказе будто оживает история дорожного хозяйства:
– Родился я в деревне Линки Вишневского сельсовета 15 марта 1952 года в крестьянской семье. В то время родители ходили на работу за трудодни. Я видел себя в другой роли, поэтому и выбрал иной путь. После окончания школы в 1969 году устроился дорожным рабочим в ДСР-13 города Вилейки. Как раз строилась дорога Мядель – Нарочь, и я в составе строительной бригады участвовал в прокладке водопропускных труб, а также выполнял всевозможную тяжелую ручную работу.


Затем армия. В 1970-м судьба забросила на Дальний Восток в Уссурийск, который часто вспоминаю. По возвращении со срочной службы опять пришел в свою организацию, которая строила в тот момент автодорогу Минск – Гродно. Работы я не боялся, но мечтал поступить учиться. И вот без отрыва от процесса окончил Гомельский дорожно-строительный техникум.
Следующий этап в моей жизни – должность дорожного мастера в ДЭУ-833 города Ошмяны на участке Вишнево – Юратишки – Ивье. Как раз в Вишнево находилась линейно-дорожная дистанция (ЛДД). В те далекие годы в хозяйстве дорожных механизмов не было вовсе. Круглый год арендовали машины в Воложинской сельхозтехнике.
Весной в основном ремонтировали места просадки булыжной мостовой и собирали камни по 35-40 тонн каждый месяц. Затем отвозили их в Юратишки для дробления на щебень. А зимой опять же на арендованных бульдозерах расчищали проезжую часть дорог от снега.
В 1978 году дистанцию передали в ДЭУ-75 города Минска, где начальником работал профессионал своего дела Анатолий Борисович Федорович, который выделил на Вишневское ЛДД первую, хоть и не новую, машину. Когда появился ЗИЛ-164, работать стало гораздо легче.
И вот в 1980 году в эксплуатацию ввели автодорогу Минск – Гродно, а в нашем районном центре был организован дорожно-ремонтный пункт (ДРП-33), где я стал начальником. Мне и жилье выделили: старый домик послевоенной постройки, который и по сей день стоит вдоль дороги. В это же время на ДРП начала поступать техника: автогрейдер, экскаватор, три трактора МТЗ, два Т-150.
Самое интересное, загадочная такая была еще история, что я, когда от предшественника принимал тут материалы, он мне передал ружье охотничье, которое числилось в материальном отчете. Я даже не знаю, для каких целей. Это было одноствольное гладкоствольное ружье 16-го калибра. Я его потом в милицию сдал, чтобы не было проблем.
Время шло, и в 1983-м была сдана в эксплуатацию дорога М-7 Першаи – Ошмяны. В нашем автопарке прибавилось два роторных снегоочистителя для устранения последствий стихии. А природа шутить не любит.
В ЛДД-612 я проработал до 2015-го, в том числе на пенсии два с половиной года. Хочу сказать, что со всеми организациями жили дружно и продуктивно взаимодействовали. Взаимовыручка – это основа слаженной работы в регионе. Всегда и Николай Хведченя, будучи руководителем ДРСУ-167, выручал, и Михаил Радыно подставлял плечо.
У Михаила Ивановича Сухолета с супругой Евгенией Вацлавовной родились три сына: старший Александр, средний Алексей и младший Виталий. Все закончили БНТУ и работают на дорогах Беларуси. Каждый создал свою семью, в которой подрастают дети, возможно, будущие дорожники. И не мудрено. Атмосфера семейного уклада не может не способствовать интересу к профессии.
Двое сыновей на сегодняшний день также в статусе заслуженных дорожников II степени. Не посрамив чести семьи, дети продолжают дело отца. Честная, добросовестная работа каждого из них – гордость родителей. О своем выборе потомственные работники отрасли рассказывают с удовлетворением и осознанным подходом к делу.

Алексей Сухолет:
– На должности начальника ЛДД-612 ДЭУ-61 я сменил своего отца. С детства мне все это нравилось, и я решил идти по стопам своего родителя. Поэтому поступил в 1998 году в БНТУ и, окончив его в 2003-м, год и семь месяцев отработал на предприятии филиала КУП «Минскоблдорстрой»-«ДРСУ № 167», а потом в 2016-м перевелся сюда и по сегодняшний день работаю.
Мне моя специфика нравится. Круглый год наша миссия – это безопасный проезд по автодорогам. Горжусь тем, что профессию выбрал вместе с братьями по примеру отца.
Очень дорожу своим коллективом, в котором 30 человек. Люди самостоятельные, компетентные, понимают, что делают. Каждый специалист на своем месте. Задач много, но командой всегда все решаем. Работникам предприятия благодарен, в первую очередь, за их добросовестное отношение к своим функциональным обязанностям. Это касается и летнего, и зимнего содержания дорог. Если надо, выйдут и сделают свою работу. Поставленные цели вполне реальные и достижимые. Есть, конечно, моменты, когда надо проложить усилия, но это все выполнимо.
Первое время без советов отца не обходился. «Батькина школа» стала фундаментом для построения собственной стратегии в работе, куда иду с удовольствием и чистой совестью, потому что за свой труд мне не стыдно.
Алексей Сухолет
Во мне профессия настолько глубоко пустила корни, и это настолько срабатывает, что даже когда еду по другим областям, по другим районам, я обращаю внимание на состояние дорог. Там знак кривой, в другом месте заросли, а вот что-то и лучше, чем у нас. Полезный пример беру на заметку.
На всю жизнь запомнил момент, когда принимал бразды правления организацией у отца. Было тяжело и даже немного страшновато брать на себя такую ответственность. Но потом прошло где-то полгода, первую зиму пережил, и все встало на свои места.
Александр Сухолет:
– Тружусь в филиале ДЭУ-60 в должности начальника. Почему выбрал эту дорогу в жизни? Да, видимо, другой и не представлял. С детства было два интереса – футбол и дороги. И вполне мог бы пойти по спортивной части. Но судьба распорядилась очевидным образом.
В школе учился хорошо, много времени проводил рядом с техникой в силу того, что отец руководил организацией, обслуживающей дороги. Из окна дома постоянно видел трактора, грейдеры, самосвалы. Решение реализовать себя в этой области хозяйствования было совершенно осознанным. Никто меня не принуждал и не агитировал, более того, родители предлагали поступать в народное хозяйство.
Я так захотел и ни капли не жалею. Беларусь в свое время была лидером среди всех республик СССР по дорожному хозяйству, по всем разработкам, по асфальтобетонным покрытиям, потом по эмульсиям, по смесям. И на постсоветском пространстве мы держали эти позиции. Но где-то с 2008 года финансирование резко сократилось. И только последние три года положение пошло на поправку.
Когда мне было 20 лет, я считал, что много знаю. Теперь, когда мне 47, четко понимаю, что всю жизнь необходимо учиться и повышать свои компетенции. Всем хочется пожелать, чтобы дороги были безопасные, чтобы все люди соблюдали Правила дорожного движения и уважали труд дорожников.
Александр Сухолет
Государство понимает, что в дороги необходимо вкладывать. На ближайшую пятилетку наблюдается тенденция к усилению внимания данному вопросу. Первый критерий, по которому оценивается благополучие любого государства, – это качество дорожных коммуникаций.
Что такое дорога? Это дорожная одежда, то есть нижние слои, потом несколько слоев покрытия. Мы определенное время делали только текущий ремонт верхних нескольких сантиметров. Фрезеровали, например, 4 сантиметра, но нижние слои ведь разрушаются. И вот теперь пришли к тому, что нужно делать капитальные ремонты, когда у нас уже есть нижние слои. Необходимо ремонтировать искусственные сооружения, мосты, путепроводы, потому что они уже по 40-50 лет эксплуатируются без капремонта. Поэтому как-то так.
Гораздо практичнее делать качественно изначально, чтобы много лет эксплуатировать дорожное полотно без каких-либо колоссальных вложений. Еще лет 30 назад в квартирах многоэтажек было по одной машине. Сегодня семья имеет по два и более автомобильных средства. Транспорта много, и это нагрузка на дороги, а безопасность движения мы должны обеспечивать.
Главный враг покрытия проезжей части – вода. В России холоднее, в Европе теплее. Именно это замерзание-оттаивание очень пагубно для асфальтобетона и цементобетона. Если говорить о бетонках, то в идеале грамотно сделанная дорога должна прослужить не менее 40 лет.
Заострю внимание на моменте, когда проводятся ремонтные работы, а водители уделяют недостаточно внимания ситуации на проезжей части, особенно когда отвлекаются на телефоны. В результате происходят ДТП, в которых гибнут люди. Вот этого хотелось бы избежать.
Работу свою очень люблю. Подрастают сын и дочь. Навязывать никому ничего не буду. Николай мой сказал, что станет пилотом. Что ж, посмотрим. Ему ведь только пять лет.
Виталий Сухолет:
– Работаю заместителем начальника ДРСУ-210 в городе Дзержинске. Род занятий даже не выбирал. Сложно было рассматривать что-то другое, когда вырос практически на территории дорожной организации. Видел, как работает отец, и очень хотел быть на него похожим.
Работа интересная. Не бывает двух одинаковых дней в дорожной отрасли. Всегда что-то новое. Нет монотонности. Образно говоря, постоянно приходится решать уравнения с несколькими неизвестными. А как по-другому.
Мой преподаватель в ВУЗе говорил: «Дороги – это артерии экономики». Есть и еще одно правильное суждение: дороги дОроги, а бездорожье еще дороже. И мы, как никто другой, это понимаем.
Виталий Сухолет
Необходимо развиваться. Меняются технологии, тенденции, надо идти в ногу со временем. Однозначно приходится что-то изучать, выходить на нестандартные решения, потому что задачи, в основном, многосложные.
Ежедневно по асфальтным и бетонным лентам передвигаются тысячи автомобилей. Знаменатель нашей работы – это безопасность движения, поэтому про нормированность труда говорить сложно. Бывало, на работе и по двое суток находишься, особенно зимой.
Есть понятие сезонности, но это не меняет объема работы. Направления – да. Наша задача не только строить, но и содержать. Летом убираем мусор, особенно на остановках, которые находятся на балансе нашего предприятия, обкашиваем, производим ямочный ремонт. По весне, когда снег сойдет, полностью все дороги рабочие проходят пешком и очищают от сора.
Обиднее всего, что зачастую население проявляет явное неуважение к труду дорожников. Особенно в случае, когда проходят дорожные работы, и мы выставляем знаки. Водители начинают высказывать претензии, вместо того, чтобы отнестись с пониманием и терпением.
Когда идешь в эту сферу, должен соизмерять нагрузку и ответственность. Из наблюдений скажу, что тот, кто два-три года проработал в отрасли, задерживается, как правило, надолго.
Дорожная служба – это такое направление, когда каждый сам по себе точно не может, только совместно. Конечно, коммуникация постоянно происходит, как внутри организации, так и с другими предприятиями, дорожными и не дорожными, в том числе. Когда мы вместе, мы сильнее.
Подрастает сын Илья, которому в ноябре исполнится 5 лет. Уже сейчас не побоюсь предположить, что выберет дорогу деда и отца. Он уже в три года отличал бульдозер от автогрейдера или погрузчика. У супруги отец также дорожник. Поэтому абсолютно не исключаю такую возможность для своего ребенка. Но выбор, в любом случае, за ним самим.
Себе хочется пожелать терпения, которого иногда не хватает. Начав любое дело, привык идти до конца. Считаю, что это правильно.
Екатерина КОРОЛЬ,
фото автора







