Общество

Новогодняя елка: старинная традиция или варварство от невежества?

На эту тему написано и сказано немало. Сегодня и я решил внести свою лепту в дело спасение елок. Несколько дней назад я стал свидетелем установки праздничной елки возле моего дома. Рабочие привезли и установили ржавую основу, напоминающую декорацию из фильма ужасов. Потом приехал грузовик с полным кузовом срубленных пихт. Им была предназначена роль ветвей этого монстра. Потом развесили игрушки и гирлянды. И на следующий день для деток был устроен праздник. Радостно и весело. Только сквозь веселые распевы Снегурочки был все еще слышен стон срубленных деревьев…

Рождественский атрибут?

Поддерживающие традицию наряжать «живую» елку на Новый год и Рождество скажут, что это старинная традиция, и у многих поколений она ассоциируется с зимними праздниками. И, возможно, даже продемонстрируют дореволюционные рождественские открытки с красиво украшенной елочкой. Вспоминаю песню Вертинского о Рождестве — «пахнет мандаринами и елкой». Все так. Но только вот традиция ставить дома срубленную елку появилась сравнительно недавно. Ее начал насаждать Петр I. Он предпочитал отмечать зимние праздники на европейский манер. И традицию эту позаимствовал у обожаемых им немцев. Новшество долго не было воспринято русскими людьми. Только во второй половине 19 века это с натяжкой можно было назвать народной традицией.

Стоит отметить, что к Рождеству и христианской традиции присутствие срубленной елки на празднике не имеет вообще никакого отношения. Помню, лет 20 назад я проводил зимние праздники в Вильнюсе. И тогда там разгорелся скандал. Духовенство Кафедрального собора Святого Станислава выразило протест в связи с установкой елки на примыкающей площади. По мнению священнослужителей, это языческая традиция, и елке не место рядом с собором. При этом во многих костелах зимой ставят небольшие елочки. Но тем не менее, и такая позиция периодически христианскими священниками озвучивается.

Языческая традиция?

Исторических материалов, подтверждающих, что новогодняя елка — языческая традиция, немало. Только вокруг этого вопроса возникает немало профанаций и откровенных домыслов. Встречал даже версию, что «северные русы» украшали ели внутренними органами своих врагов. Это полнейший бред. У русичей никогда не было кровавых жертвоприношений. Исключение составлял только один небольшой исторический период, когда инородцы устраивали провокации. Но сейчас речь не об этом. Хвойные деревья всегда особо почитались на Руси. Они являются символом вечной жизни. Ель считалась священной, являлась символом долголетия, бессмертия, вечной молодости и силы. Говорили – ель круглый год не спит, бодрствует, счастье наше стережет. Ее считали защитницей дома, несущей добро, исцеление от болезней. Сосна также олицетворяла противостояние смерти. Особо почиталась и пихта. Молодожены должны были обойти вокруг стоящей у озера пихты. Ветви этого дерева зарывали в могилах с усопшими, считалось, что пихта поможет в загробном мире.

Понятно, что священные деревья никому и в голову не приходило рубить «для праздничного настроения». Более того, загубить елку считалось большим грехом. А традиция наряжать елки, действительно, пришла с давних времен. Но люди несли дары дереву в лес: выпечку, цветные ленточки, фрукты. Это было подношение природе-матушке для получения благословения. Представляете, насколько все извратилось?

Сделайте верный выбор!

Дискуссия на эту тему идет немало лет. Сторонники «живых» елок говорят, что они специально выращиваются в питомниках для того, чтобы быть срубленными к празднику. Да, сегодня существует целая индустрия. Но все эти силы и средства можно направить на благие дела. Например, озеленение новых микрорайонов. А любители запаха хвои на новогодние праздники могут приобрести елку в горшке. А через пару месяцев высадить ее в грунт.

Конечно, это выбор каждого. Я свой сделал. Радует, что все больше людей отказываются от срубленных елок. Хотелось бы, чтобы главной традицией не только на новогодние праздники стало сохранение природы и любовь ко всему живому.

По информации Млын.by