С 1 июля в Беларуси вступила в силу норма о лицензировании частных социальных пансионатов. Для того, чтобы продолжать работу, все учреждения такого типа должны были получить лицензию. Тем, кто не успел это сделать до 1 октября, запрещено осуществлять деятельность, пишет mlyn.by
Как пояснили в Минтруда, нововведение принято, чтобы предъявлять к частному бизнесу те же требования, что и к госпансионатам, а именно: условия для проживающих, включая пожарную безопасность и соблюдение санитарных норм, высокое качество соцуслуг.
В Минской области на начало октября лицензию получил частный пансионат ООО «Золотой приоритет», расположенный в деревне Чеховщина Воложинского района. Основная деятельность организации — предоставление социальных услуг пожилым и инвалидам с проживанием. Здесь находятся люди, которые не могут себя обслуживать из-за возраста или по состоянию здоровья.
Корреспондент «Минской правды» пообщалась с директором пансионата Екатериной Бруцкой и узнала, насколько тяжело было получить лицензию и какие условия для проживающих созданы сегодня.
«Если я смогла ухаживать за тетей с деменцией, то смогу помочь и другим пожилым людям»
Идея создания пансионата к Екатерине и ее мужу Андрею пришла, когда супруги ухаживали за тетей Екатерины.
— Андрей и я с маленькими детьми на руках восемь лет смотрели мою тетю, которая осталась одна. У нее развивалась деменция, она больше не могла себя обслуживать, и тогда мы начали за ней ухаживать, — рассказывает Екатерина. — В тот момент я почувствовала, что мне по душе это занятие. А когда пришло время выходить из декрета, поняла, что не хочу возвращаться на прежнюю работу. Подумала: если смогла ухаживать за тетей, то смогу помочь и другим пожилым людям. Так и появилась идея открытия социального пансионата.
Екатерина и Андрей начали предпринимательскую деятельность в 2019 году, сначала как ИП. Изначально пансионат располагался в частном коттедже в Боровлянах и назывался «5 звезд», потому что находился на улице Звездной.
— Уже в тот период различные инстанции говорили, что здание не подходит под нужные критерии, и мы понимали: рано или поздно придется перевозить постояльцев в другое место. Та же санстанция легко могла прекратить нашу деятельность, потому что в тот момент у нас не было двух выездов со двора. Приходили и из райисполкома, говорили, что в жилом фонде нельзя заниматься коммерческой деятельностью. Мы решили, что нужно переезжать, и стали искать подходящее здание, — вспоминает женщина. — Лучшим вариантом оказалась бывшая сельская школа в агрогородке Сугвозды Воложинского района, куда мы перевезли всех в ноябре 2022 года. В январе 2023-го оформились как юридическое лицо и наняли дополнительный персонал.
«Было около 40 недочетов, которые нужно исправить. Это потребовало много сил и денег, но нам все удалось»
Однако, когда стало известно, что для продолжения работы обязательна лицензия, выяснилось, что здание в Сугвоздах тоже не подходит под нужные критерии.
— Прежде чем подавать в местный исполком заявление и пакет документов на получение лицензии, нужно было выполнить все долицензионные требования. И оказалось: нам просто не хватает места в здании. Ведь там нужно было организовать два изолятора, приемный покой с отдельным входом, комнату персонала, две бельевые комнаты, инвентарные, гардероб, оборудовать санпропускник… Мы понимали, что получить лицензию на старом месте не сможем. В марте этого года обратились в управление по образованию Воложинского района, чтобы там помогли подобрать другой вариант. Подошло только огромное здание бывшей школы-интерната в Чеховщине. Сюда мы переехали в июле, в некоторых помещениях еще доделываем ремонт.
Чтобы начать подготовку к получению лицензии, Екатерина и Андрей в первую очередь обратились за консультацией в санстанцию и РОЧС. Представители ведомств приезжали в Чеховщину и сначала объясняли, что нужно изменить в новом здании. Потом приезжали уже с мониторингами и выписывали предписания на устранение выявленных нарушений.
— Имелось около 40 недочетов, которые нужно было исправить. Конечно, это потребовало много сил и денег, но нам все удалось. Например, установили два пожарных гидранта. Только за это отдали 10 тысяч рублей. Еще восстанавливали внутреннее водоснабжение здания, устанавливали противопожарные двери и ограждение кровли, делали пожарное освидетельствование, — рассказывает Екатерина. — Санстанция проверяла по трем СанПиНам и седьмому декрету Президента (Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства». — Прим.). Еще проводилось много лабораторных исследований: замеры шума, света, тепла, еды. Нужно было заключить со сторонними организациями договоры на дератизацию, дезинсекцию, камерную обработку постельных принадлежностей и так далее.
Как отмечает Екатерина, местные органы власти и инстанции оказывали активное содействие в процессе получения лицензии:
— И в санстанции, и в РОЧС все подсказывали и доходчиво объясняли. Каких-то нереальных требований не было, все четко расписано. А если и возникали вопросы, то ответы мы получали оперативно. И в исполкоме с нами возились, постоянно были на связи, да и сами звонили, спрашивали: «Успеваем ли мы и не нужна ли какая-то помощь?». Я была удивлена, ведь думала, что к частникам отношение будет более предвзятое. А было человеческое отношение. Хочется поблагодарить всех, кто нам помогал.
Решение о получении лицензии принималось только после устранения всех недостатков. Но помимо усиленного контроля за соблюдением пожарной и санитарной безопасности, в новых правилах сделан акцент и на качестве оказываемых услуг. Особое внимание уделяется организации питания и медобслуживания. Владельцы частных пансионатов должны либо нанять соответствующий персонал, либо заключить договоры с другими организациями.
— Мы заключили с «ЛОДЭ» специальный договор, который нужен для лицензирования пансионатов. Там предлагают расширенный перечень услуг. Родственники готовы платить, если их близким понадобится помощь медиков. Труднее было с питанием. Это был сложный процесс с точки зрения санитарных норм, но мы справились — получили спецдокумент, который выдается продовольственным магазинам и заведениям общепита. У нас есть свой повар, организовано четырехразовое питание. А если кто-то из постояльцев захочет перекусить чаще, чем четыре раза, конечно, не откажем в порции.
«Мы с мужем также выполняем функции сиделки, ежедневно, с утра и до вечера: где—то помыть человека, где—то намазать спину мазью»
Сейчас в пансионате проживают 38 человек. Лежачих постояльцев нет, все могут передвигаться — либо самостоятельно, либо при помощи трости, ходунков, коляски.
— У нас работают сиделки, но поскольку в пансионате нет бабушек и дедушек, которые полностью утратили способность к самообслуживанию, они, скорее, выполняют роль нянечек. Всего оформлено шесть сиделок, но и мы с мужем ежедневно полноценно выполняем эти функции, с утра до вечера.
Количество проживающих в комнатах — от одного до четырех. Размещение зависит от пожеланий постояльца — кому-то комфортнее побыть в одиночестве, для других важно присутствие людей рядом. Стоимость для всех одинаковая — 1600 рублей в месяц.
Из досуга — совместный просмотр кинофильмов и телепередач, прогулки на свежем воздухе. В ближайших планах Екатерины — организация кружков по интересам для постояльцев.
Уточняем у директора, отличаются ли условия приема в государственные и частные пансионаты.
— Существенных различий нет. Для того, чтобы родственники могли поместить близкого в пансионат, необходимо, чтобы тот получил соответствующее заключение врачебно-консультационной комиссии. Сложно собрать необходимые документы и справки. Ведь у родственников не всегда есть время и возможность этим заниматься, тяжело совмещать с работой. Но мы можем помогать, возить человека на анализы, к врачу. То есть брать на себя организацию этого процесса.
На вопрос о том, не было ли мыслей свернуть деятельность, Екатерина отвечает, что не видит себя ни в чем другом, эта работа уже стала для нее делом жизни.
— Мне все это нравится: писать бумаги, документы, раздавать таблетки, составлять меню и следить, чтобы всем всего хватало, общаться с постояльцами и их родственниками, поддерживать и утешать. Мне комфортно от этого постоянного контакта с людьми. Поэтому решили выполнить все требования, чтобы получить лицензию и продолжать деятельность. На самом деле здесь невозможного нет, просто бери и делай. Конечно, все объемно, да и сроки короткие, ведь мы только в последний момент зашевелились. Если бы начали делать все раньше, хотя бы год назад, было бы, конечно, проще, — подытоживает Екатерина.
По информации mlyn.by