Учитель декоративно-прикладного искусства Ивенецкой школы искусств имени Константина Поплавского Леонарда Капуста с самого детства была творческим человеком. В 10 лет увлеклась вязанием спицами, крючком и плетением в стиле макраме. Училась всему сама. Наблюдала за тем, как делают это другие, и повторяла.
Желание научиться плести макраме было настолько большим, что, рассматривая случайные изделия на улице, встречающиеся у прохожих, анализировала рисунок, приходила домой и повторяла. Особенно ей нравились сумочки. В те времена было модным носить изделия, сделанные с помощью шпагата. Но в книгах и журналах подробного описания техники не было. Не совсем они были популярными тогда.

Основу для раскрытия творческих способностей Леонарды Иосифовны заложила мама. Она занималась ткачеством. Работы Ядвиги Иосифовны Войнюш (так звали маму) принимали участие в выставках. В доме было много скатертей, рушников и покрывал ручной работы. Они, несомненно, украшали дом. Также мама любила вязать.

– К Рождеству у нас всегда были дома новые связанные паучки. Еще мама вырезала вытинанку и украшала ею иконы, – рассказывает наша героиня. – Знания и умения передавались из поколения в поколение по женской линии. А в нашей семье росло пятеро детей. Поэтому естественно, что вечерами много ткали, вязали, вышивали. Заняты были все. Наблюдая за процессом с раннего детства, невозможно было не увлечься. Чему-то я училась сама, а что-то показывала мама. Как и было с появлением в нашем доме настенного ковра, сделанного моими руками. В те времена начали делать ворсовые ковры с помощью медицинской иголки. Технике научила мама, а я повторила. Позже, когда вышла замуж, сделала еще один уже для уюта и красоты в доме, в котором жили семьей.
Каждый мастер, когда создает изделие, вкладывает в него не только свое время, но и энергию. Все вместе складывается в особую ауру. Благодаря этому вещь становится аутентичной, а ее обладатель получает неповторимый индивидуальный предмет, которым с удовольствием будет или любоваться, или пользоваться в быту.
Леонарда Капуста
После окончания школы Леонарда Иосифовна поступила в Гомельское училище искусств, потому что любила рисовать. У нее очень хорошо это получалось. Вооружившись новыми знаниями и умениями, по завершении учебы молодым специалистом она приехала по распределению на Ивенецкий завод художественной керамики. В творческой группе завода проработала 15 лет. Затем получила приглашение попробовать свои силы в Ивенецкой школе искусств в качестве учителя декоративно-прикладного искусства. Тогда школа считалась музыкальной. С тех пор более 20 лет она обучает детей и раскрывает в них творческие таланты.
За время работы Леонарда Капуста поступила и окончила заочно Белорусский государственный университет культуры по специальности художник-преподаватель. На тот момент ей было более 30 лет и за плечами богатый творческий опыт. Но хотелось получить еще больше знаний, чтобы передавать их детям на своих занятиях.
Чтобы учиться творчеству, в равной мере должны быть и талант, и желание этим заниматься. Иногда приходят учиться очень талантливые дети, но не увлекаются декоративно-прикладным искусством. И в то же время некоторые настолько любят поделки, что и без таланта с одним только желанием развивают свои способности, уделяют ремеслу много времени.
Леонарда Капуста
– В университете учиться очень интересно и познавательно. Если бы не экзамены, то училась бы все время, – смеется рассказчица. – Наша культура богата народными промыслами, каждое направление по-своему увлекает. Познакомиться с ними, узнать, как они развивались, – необходимо каждому творческому человеку. Если будешь искать сам информацию, возможно, что-то пропустить. В университете даются фундаментальные знания по каждому направлению. Кроме лекций и семинаров, за время учебы мы посещали музеи и знакомились с работами художников на выставках. Словом, жизнь была интересной.
В университете я более подробно изучила и освоила техники работы с соломой: плетение, инкрустацию и аппликации. Думаю, что это наиболее доступный материал для детей.
На занятиях в Ивенецкой школе искусств Леонарда Иосифовна преподает рисунок, живопись, композицию. Работают учащиеся и в материале: делают поделки из соломы или природного материала, вырезают вытинанку. Были времена, когда работали с глиной и делали керамические изделия. Вместе с детьми учитель принимал участие в конкурсах, где занимал призовые места. В том числе и в фестивале народных мастеров по керамике «Глиняный звон», который проходил в Ивенце.
Несмотря на всю сложность вырезания из бумаги, дети любят заниматься вытинанкой. Была в практике даже девочка, которая любила больше вырезать, чем рисовать. Но я считаю, чтобы сохранить интерес к обучению декоративно-прикладным искусством, необходимо предлагать разные виды занятости: и соломоплетение, и вытинанку, и лепку из глины, и рисование.
Леонарда Капуста



Работы из глины были представлены на выставке, которая проходила в Воложине в помещении народного объединения народных мастеров «Скарбнiца». На занятиях ребята подготовили экспонаты и привезли их в райцентр, чтобы привлечь внимание к интересному ремеслу. На выставке представлены работы выпускников. Заканчивая обучение в школе искусств, необходимо сделать выпускную работу в материале. Это могут быть изделия из соломы, глины или вытинанка. Лучшие были собраны и привезены в «Скарбнiцу».

Особое место в процессе обучения занимает соломоплетение и аппликации из материала. Много времени уходит на заготовку, ведь выращивает его для занятий сама Леонарда Иосифовна.
– Осенью необходимо посеять рожь. Весной, когда появляются всходы, до созревания зернышек, сжать. В течение месяца она сохнет. Затем идет отсортировка и отбеливание. Если делаются аппликации, то солому нужно наклеить на бумагу. Поэтому пока дети отдыхают, я делаю заготовки на будущий учебный сезон, – делится в разговоре с нами учитель.
Солома – доступный материал, который активно использовали в хозяйстве еще с давних времен. Ею наполняли подушки и матрасы, добавляли туда ароматные травы, чтобы спать было приятнее, и нервная система могла за ночь восстановиться. Соломой накрывали крыши домов. Мало кто знает, что соломенные шляпы хоть и пропускают воду, но под дождем не размокают. Из нее можно сделать много красивых вещей, которые украсят любой интерьер.
Во время выставки в «Скарбнiце» провела Леонарда Капуста и мастер-класс по плетению паучка.
– Соломенный паучок издавна в доме считался не только украшением, но и оберегом. Он простой в исполнении, его может сделать даже ребенок. Поэтому для мастер-класса, где есть ограничение по времени, выбрала именно его. Домой каждый унес своего маленького паучка, который теперь будет оберегать.
На вопрос, тяжело ли обучать детей, Людмила Иосифовна говорит, что нет, потому что они увлекаются процессом. И с каждым годом количество желающих заниматься декоративно-прикладным искусством растет. Каждый год идет набор учеников. Рекомендуют обучение в школе искусств и учителя общеобразовательной школы, так как увлечение творчеством способствует развитию воображения.

Сейчас у Леонарды Иосифовны 25 учеников, и меньше этой цифры никогда не было. За 25 лет 18 выпускников, поступивших в учебные заведения, чтобы совершенствовать свое мастерство в рисовании и декоративно-прикладном искусстве. Также выпускники выбирают обучение и по смежным специальностям, в которых необходим художественный вкус и взгляд художника, например, дизайн интерьеров. Поступают в Молодечненское музыкальное училище, Белорусский государственный университет культуры и другие учебные заведения. Некоторые возвращаются преподавать в родную школу искусств. В этом году в Ивенце ожидают молодого специалиста, который, как и Леонарда Капуста, будет преподавать декоративно-прикладное искусство.
Свободного времени у Леонарды Капуста мало. Много времени занимает обучение детей. Но когда оно появляется, то посвящает его рисованию. В ее коллекции пятнадцать авторских картин. Хотя сама она считает, что их слишком мало.
Наталья НЕМКЕВИЧ
Фото Юлии ЮША