Подробности рассказали в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь. В ведомстве отметили, что новации связаны с корректировкой ст. 50 Трудового кодекса, который в новой редакции станет актуальным с нового года.
Новый порядок заполнения дубликата трудовой книжки установлен постановлением Минтруда от 30 ноября 2023 г. № 47, которым внесены изменения в ведомственное постановление от 16 июня 2014 г. № 40» и скорректирована Инструкция о порядке ведения трудовых книжек. Документ находится в открытом доступе на главном правовом портале страны.
В пресс-службе Минтруда пояснили, что при действующем сейчас порядке оформления дубликата трудовой книжки справки от предыдущих нанимателей с указанием периода работы/службы и занимаемых должностях предоставляет сам сотрудник.
С 1 января 2024-го при заполнении дубликата трудовой книжки сведения о трудовой биографии работника надо будет подтверждать данными, которые собраны о человеке за последние более чем 20 лет путем персонифицированного учета в системе государственного социального страхования на личном лицевом счете застрахованного лица. Такая работа Фондом соцзащиты населения ведется с 1 января 2003 года. Проще говоря, необходимую для заполнения дубликата трудовой информацию придется подтверждать, а не просто вносить данные на основании сведений ФСЗН.
Таким образом, с нового года заполнять дубликаты трудовых книжек будут в 2 этапа:
- вначале наниматель направит запрос в ФЗСН, чтобы получить данные обо всех предыдущих местах работы сотрудника;
- затем с учетом полученного от Фонда ответа работодатель сможет обратиться к прежним нанимателям, чтобы подтвердить данные трудовой биографии сотрудника.
– Запрашивать документы с предыдущих мест работы необходимо в связи с тем, что сбор информации для наполнения баз данных Фонда осуществлялся в стране поэтапно, – уточняют в Минтруда.
В ведомстве добавили, что собранные в ФСЗН данные о трудовом пути на индивидуальном лицевом счете работника в основном дублируют сведения о работе, которые нужны для заполнения трудовой книжки. Но в расширенном формате такую информацию предоставлять в Фонд стали лишь в 2021 году.
Учитывая это обстоятельство, по новым правилам дубликат трудовой книжки наниматель сможет заполнить, только имея данные от предыдущих работодателей, где будет отражена вся необходимая информация о трудовом стаже уволенного работника.
– Информация о трудовой деятельности, полученная из Фонда, станет для нанимателя своего рода «дорожной картой» и укажет нанимателю предыдущие места работы сотрудника, в адрес которых нужно направить запрос для восстановления полной картины о трудовой биографии работника, – подчеркивают в Минтруда.
Комментируя новый алгоритм действий, в ведомстве обращают внимание, если сведения о трудовой деятельности, представленные нанимателю из ФСЗН, будут полными (к примеру, в них отразят периоды работы после 1 июля 2021 г.), то направлять запросы предыдущим нанимателям не нужно.
Сведения о трудовой биографии работников Фонд обязан предоставлять бесплатно, используя для сбора данных:
- общегосударственную автоматизированную информационную систему (ОАИС);
- «Личный кабинет плательщика взносов», размещенный на корпоративном портале Фонда.
Новую редакцию Инструкции о порядке ведения трудовых книжек дополнили 2 приложения. К документу приложены форма запроса на получение информации о трудовой деятельности для оформления дубликата трудовой книжки и бланк для заполнения информации о трудовой деятельности, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете.
В Инструкцию внесены и другие поправки. В частности, уточнен порядок внесения записей в трудовую книжку работнику, принятому на работу и не имеющему соответствующей квалификации (разряда) по профессии рабочего, и в случае лишения его государственных наград Республики Беларусь.