Как рассказал заместитель директора РНПЦ травматологии и ортопедии Кирилл Криворот, в Беларуси порядка 450 пациентов, которые имеют врожденную деформацию позвоночника. С 2018 и по сегодняшний день благодаря Союзной программе «Спинальные системы -1», прооперировано 66 детей. По информации Mlyn.by.
Программа разрабатывалась Республиканским научно-практическим центром травматологии и ортопедии совместно с российским Научно-исследовательским центром детской травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера.

– Наши пациенты – дети с врожденной аномалией развития позвоночника. И если их не оперировать в определенные сроки, то это может привести к их инвалидизации. В результате выполнения программы Союзного государства, нами разработаны новые методы диагностики, лечения, а также отечественные металлоконструкции, которые позволяют выполнить коррекцию деформации позвоночника в максимально раннем возрасте, – отметил Кирилл Криворот. – Мы можем распечатать на 3D-принтере не только сам позвоночник, но и индивидуальные навигационные шаблоны, во время хирургической операции, прикладывая которые, мы четко понимаем точку введения металлоконструкции, а также направление введения винта.

Как отметил ведущий научный сотрудник лаборатории РНПЦ травматологии и ортопедии Дмитрий Тесаков, еще одно преимущество отечественной металлоконструкции – ее цена. Она обходится в 3–10 раз дешевле, чем передовые аналоги подобного производства.

– Новизна союзной программы заключается в том, что разработан диагностический подход с позиции выявления патологии еще на этапе вынашивания беременности. Более того, с тем прицелом, чтобы пациенты были на контроле сразу, как только появились на свет, – отметил Дмитрий Тесаков. – Да, мы не создаём здоровым позвоночник, но мы, вмешиваясь в структуру врождённой аномалии, даём возможность развиваться этому позвоночнику таким образом, чтобы ребенок был полностью адаптирован среди своих сверстников. Были разработаны соответствующие методологические подходы, и создана новая спинальная система, которую мы называем конструктор. Благодаря ей, мы планируем индивидуальную комплектацию конкретной имплантируемой конструкции для решения той задачи, которую мы планируем под конкретного пациента, включая детей до 3 лет.

Директор национального медицинского исследовательского центра травматологии и ортопедии Г.И. Турнера Сергей Виссарионов объяснил, что уникальная диагностическая платформа для детей с врожденными деформациями позвоночника основана на молекулярно-генетических и биохимических критериях. Она позволяет оценить характер течения врожденного искривления позвоночного столба на основании анализа крови ребенка с врожденной деформацией.

– Выявленные диагностические критерии позволили сформировать показания к хирургическому лечению ребенка с врожденным искривлением позвоночника в раннем возрасте, не дожидаясь, когда деформация достигнет критического состояния, – отметил Сергей Виссарионов. – Наличие выраженных генетических мутаций и низкие значения показателей ряда тяжелых металлов, таких как медь, хром и селен, по сравнению со значениями нормы, указывают на прогрессирующее течение деформации. То есть на основании такого подхода мы уже на первом году жизни ребенка можем с достоверностью более 75% сказать, будет ли у него эта деформация позвоночника прогрессировать в процессе роста или состояние позвоночного столба останется стабильным на протяжении всей жизни. На сегодняшний день эта диагностическая платформа не имеет мировых аналогов.

Также по словам Сергея Виссарионова было разработано несколько хирургических методов коррекции врожденной деформации позвоночника в зависимости от варианта аномалии развития позвонка. Для каждого – создана металлоконструкция, при помощи которой проводится коррекция врожденной деформации. Созданные технологии и отечественные металлоконструкции у детей с нарушением формирования и слияния позвонков позволяют добиться радикальной коррекции врожденного искривления за одну операцию и создать благоприятные условия для дальнейшего развития позвоночника ребенка в процессе его жизни.

Уже сейчас медики Беларуси и России работают над новой научной программой Союзного государства. Она будет посвящена разработке новых хирургических методов лечения, комплексной программе восстановительной терапии и созданию средств реабилитации для детей с нейро-ортопедической патологией. Сюда входят дети с ДЦП, пациенты с последствиями спинномозговых грыж, а также деформациями конечностей и неврологическими нарушениями.
– Два года назад мы узнали, что моя дочь нуждается в операции и готовились к ней, – рассказывает мама пациентки Елена Рудик. – И я очень благодарны всему персоналу РНПЦ. Если до хирургической операции угол деформации позвоночника у моей дочери был 26 градусов, то после операции – 0 градусов. И дальше наш ребенок скажет спасибо за то, что ей помогли стать здоровой.

– Я очень рада, что у меня теперь ровный позвоночник и я смогу ровно ходить. Чувствую себя намного лучше, меня ничего не беспокоит, – делится впечатлениями Дарья Рудик.