Интервью

Как граждане становятся жертвой мошенников рассказывает начальник криминальной милиции Константин Сосновский

В настоящее время тема мошенничества становится все более актуальной, а способы совершения самих преступлений – более разнообразными. Дети и пожилые люди по-прежнему остаются главными мишенями для любителей легкой наживы.

О том, какие именно преступления были совершены, как граждане становятся жертвой мошенников и на какие ухищрения идут преступники ради реализации своего умысла, в интервью рассказал заместитель начальника Воложинского РОВД, начальник криминальной милиции Константин СОСНОВСКИЙ.

Константин Владимирович, какие виды мошенничества наиболее распространены в Беларуси, в том числе и на территории нашего района?

– Стремительное развитие цифровых технологий, переход к безналичным расчетам за приобретение товаров и услуг, размещение в сети Интернет персональных данных пользователей активизировали деятельность мошенников, промышляющих в этой сфере. Практически любое имущественное преступление, например, кража – это не только материальный, но и моральный ущерб. Пожалуй, обиднее всего потерпевшему, если он стал жертвой мошенника, которому сам отдал деньги. Проведение на постоянной основе профилактической работы с населением позволило сократить количество регистрируемых киберпреступлений.

На территории нашего района за истекший период 2022 года зарегистрированы 39 преступлений в сфере информационной безопасности (2021 год – 44).

В то время, когда мы писали это интервью, у жителя нашего района посредством Viber мошенники, применив одну из схем, похитили с банковской карточки более 10 тысяч рублей. В беседе с правоохранителями мужчина рассказал, что знал о подобной схеме обмана, но растерялся, настолько убедительными оказались звонившие ему «сотрудники банка».

– В Беларуси резкий всплеск заявлений в милицию от пожилых людей, лишившихся крупных сумм денег. Пенсионеров обманывают незнакомцы, которые представляются родственниками и просят срочно помочь. Как это происходит и почему работает?

– Человеку преклонного возраста на городской или мобильный телефон звонят неизвестные и, представляясь дочерью или сыном, заявляют: «Мама (бабушка), я попал в ДТП, сбил человека, мы в больнице!»

На вопрос, почему голос звонящего не похож на голос их сына или внука,
у мошенников заготовленный ответ – авария серьезная, выбиты зубы или разбиты губы, отсюда и проблемы с дикцией.

Затем «родственник» сообщает, что в ДТП пострадал не только он – получил травмы и другой человек, и теперь виновного могут привлечь к уголовной ответственности. Далее трубку передают якобы представителю правоохранительных органов либо адвокату. Те интересуются у пожилого человека фамилией, именем и отчеством, а также номером сотового телефона. В этот же момент на мобильный пенсионера поступает звонок. Звонивший представляется сотрудником милиции либо следователем из больницы. Вариаций много, но цель одна: лишить оторопевшего пенсионера возможности сделать звонок родному человеку. Звонившие дают понять – ситуация критичная.

Однако вопрос решить можно, если прямо сейчас и очень быстро перевести на банковский счет или передать курьером 10-20 тысяч долларов.

Далее мошенники действуют по обстоятельствам. Если названной суммы у человека нет, соглашаются на ту, что есть. Нет долларов? Может, тогда есть евро или рубли? Если пенсионер отвечает, что необходимая сумма дома, к нему направляется курьер. Если в банке – заказывают такси к подъезду, и вот уже взволнованный пенсионер мчит переводить свои кровные на чужой счет.

– Существует ли какой-нибудь простой и действенный рецепт, чтобы обезопасить себя от мошенников?

– Запомните, что ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать (передавать) реквизиты банковских платежных карт (номер карты, срок действия, данные держателя, трехзначный код на обратной стороне карты), их фотографии, «логин» и «пароль» доступа к системе дистанционного банковского обслуживания «Интернет-банкинг» и коды доступа к нему в виде SMS-сообщений, поступающих из банка. Указанная информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению даже представителям банка и сотрудникам правоохранительных органов. Если вы не хотите получать звонки с незнакомых номеров, настройте в своем смартфоне защиту от лишних звонков.

В январе-декабре 2022 года на территории Минской области зарегистрированы 1922 киберпреступления. В аналогичном периоде 2021 года – 2199. В структуре преступности преобладают хищения с использованием банковских платежных карт – 1607, или 83,6% от общего количества зарегистрированных киберпреступлений, связанные с информационной безопасностью – 130, мошенничества и вымогательства – 160.

Воложинский РОВД напоминает, что сотрудники правоохранительных органов никогда не звонят гражданам с требованием передачи каких-либо денег, и призывает не поддерживать подобные диалоги, а прервать звонок и перезвонить родственнику, которым представляются мошенники. Также в милиции предупреждают об уголовной ответственности участников подобной схемы. Чаще всего на нее соглашаются студенты, готовые за небольшую оплату выполнить курьерскую работу. Необходимо помнить, что сохранность имущества и денежных средств человека зависят от его же благоразумия!


Беседовала
Вероника ЗАГОРСКАЯ

Фото Алены ЧАКУР