С наступлением холодов пожары на автранспортных средствах составляют около 10% от общего количества пожаров. Профилактика возникновения пожаров на транспортных средствах должна быть направлена на исключение причин их возникновения. В качестве основных причин возникновения пожаров можно рассматривать:
– нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования автотранспортного средства;
– утепление моторных отсеков горючими материалами, установка таких материалов в пространстве перед радиаторами;
– неосторожное обращение с огнём;
– неисправность топливной системы, систем смазки двигателя;
– неисправность электрической системы;
– подогрев двигателей источниками открытого огня;
– поджоги.
При наступлении холодов для водителей автотранспортных средств рекомендуется:
1. Не допускать дополнительную укладку сгораемых материалов (покрывала, мешковины и пр.) на поверхность двигателя, а также предусмотреть опасность установки картона, фанеры и других горючих материалов перед радиатором. Нарушение данных рекомендаций может привести к возгоранию в моторном отсеке. Как правило, заводом-изготовителем автомобиля предусматривается теплоизоляционный слой отсека двигателя, прикреплённый непосредственно к внутренней поверхности крышки капота;
2. Предусмотреть установку дополнительного электрического (автозапуски, сигнализации, салонные тепловентиляторы, подогревы сидений, рулевых колёс и пр.) и отопительного оборудования (системы предпускового подогрева двигателей, такие как Webasto, Gidronik и т.п.) автомобилей только в специализированных сервисных центрах, положительно зарекомендовавших себя по качеству оказания услуг, имеющих специализированные сертификаты на выполнение данных видов работ, а также квалифицированных специалистов. Затраты на установку дополнительного электрического либо отопительного оборудования в специализированных (лицензированных, аккредитованных) автоцентрах будут существенно выше, чем в обычных (частных) станциях технического обслуживания, но даже в этом случае они не идут ни в какое сравнение с затратами по восстановлению (ремонту) автомобиля после пожара.
Например, при установке дополнительного электрического либо отопительного оборудования неквалифицированным специалистом, нередки случаи неверного выбора калибровки предохранителей, предназначенных для защиты от перегрузки. В этом случае, предохранителем не будет выполнена его прямая функция, произойдёт оплавление изоляции электропроводов вследствие их сильного нагрева, что в свою очередь может привести к возгоранию под приборной панелью либо в двигательном отсеке.
3. Проводить регулярную очистку двигателя, его частей, узлов и агрегатов (особенно тех частей, которые ввиду протекающих в них процессов находятся под высокой температурой) от потёков горючих жидкостей, с целью исключения самовоспламенения.
Кроме вышесказанного хотелось бы напомнить порядок тушения пожаров на автотранспортных средствах.
1. В случае, если в Вашем автомобиле произошёл пожар, необходимо немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную аварийно-спасательную службу по номеру 101 или 112 (при этом необходимо назвать точный адрес, место нахождения, а также сообщить свою фамилию и номер телефона с которого звоните).
2. Заглушить двигатель, открыть замок капота.
3. Открытие крышки капота необходимо осуществлять медленно и осторожно – в случае наличия пламени в подкапотном пространстве, быстрое открытие крышки может спровоцировать резкий приток воздуха и мгновенное развитие пожара. Рекомендуется также открывать крышку капота с защитой рук перчатками, во избежание получения ожога от нагретого металла.
4. При наличии возгорания в подкапотном пространстве, необходимо воспользоваться огнетушителем, которым должен быть укомплектован автомобиль. По возможности, перед тушением пожара рекомендуется отключить клеммы от аккумулятора.
5. Не следует применять для тушения пожара в подкапотном пространстве воду, с целью исключения замыкания электропроводки, а также увеличения (растекания) поверхности горения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
6. В случае, если местом загорания в автомобиле стала мягкая обшивка сидений, для локального тушения можно применять воду. При этом следует помнить, что если наполнителем сидений является материал, склонный к тлению (это можно определить по характеру возгорания, горения, тления), пламя следует сбить водой либо накрыть плотной тканью. Если после ликвидации открытого горения водой погасить тление не удаётся, его можно ликвидировать только посредством вскрытия обшивки сиденья и механического удаления объекта тления (тлеющего наполнителя).
7. Не стоит приближаться к автомобилю, если возгорание произошло в задней части автомобиля, в районе нахождения топливного бака. Избыток давления паровоздушной смеси может повлечь за собой разгерметизацию (взрыв) конструкции бака, сопровождающуюся взрывной волной и выбросом горящего бензина, что повлечёт реальную угрозу для жизни и здоровья находящихся рядом людей.
8. В случае, если возгорание автомобиля произошло в момент его нахождения в закрытом помещении (гараже), перед осуществлением тушения рекомендуется его выкатить на открытое место. Это позволит избежать более крупного материального ущерба, а также сведёт к минимуму возможность образования взрывоопасной среды в замкнутом пространстве.