«Они идут к нам как Герои…» Новый проект «Працоўнай славы». Расскажем о земляках, живших в военные и послевоенные годы.
Современные молодые люди практически не застали своих родных или знакомых, которые приняли участие в войне, живыми. Но осталось еще поколение, которое помнит своих отцов и знает, какой ценой им досталась Победа. Сегодня мы публикуем историю родителей жительницы Воложина Татьяны Ланько.
В Саратовской области в селе Балтай в семье Лариных родился Валентин Егорович, которому было суждено пройти тяжелыми дорогами военного времени на Воложинщине, выжить, внести свой вклад в Победу и развитие нашего района, создать семью, родить четверых детей.
Согласно административно-территориальному делению, территория Западной Беларуси, в том числе и Воложин, до 1939 года входила в состав Польши. До этого периода по всем областям работали около 400 школ с белорусским языком. К концу 1939 года почти все школы перешли на польский язык. Белорусы не имели возможности получить полное среднее образование. В России, в отличие от нас, был налажен процесс работы школ с возможностью окончить 10 классов. Валентин Ларин вместе с другими саратовцами и не только в 1939 году поступают служить на Гродненскую границу. Погранзастава являлась и учебным заведением одновременно.

Счастливым возвращением на Родину в 1941 году должна была закончиться служба молодого пограничника Валентина Ларина, но война внесла свои коррективы. Когда немцы напали на Советский Союз, Валентин вместе с сослуживцами находился на учениях в лесу. Когда увидели издалека, что горят здания заставы, поняли: возвращаться некуда. Упоминания начала этих событий описаны в книге сослуживца С. Мальцева «Когда опасность рядом».
Справа от меня, стреляя на ходу, бежит младший сержант Валентин Ларин, а чуть дальше – Анатолий Резаев, штыком и прикладом расчищая
себе путь…
С. Мальцев
С активного боя для Ларина и его сослуживцев началась война. Силы были неравные, пришлось уходить по территориям белорусских лесов вглубь страны. Не однажды Валентин после войны вспоминал о том, что именно особенности местной белорусской природы стали спасением для молодых солдат. Передвигались небольшими группами, прятались, пытались выяснить обстановку и прорваться к советским войскам. Немцы все больше и упорнее наступали. В книге С. Мальцева описаны многие моменты тех дней и первых боев. Автор нашел в послевоенное время всех сослуживцев. Не забыл и о тех, кто остался в белоруской земле навсегда.
Командир отделения нашей заставы младший сержант Валентин Егорович Ларин в должности заместителя командира по разведке отряда «За Советскую Белоруссию» воевал на территории бывшей Барановичской области…
С. Мальцев
Воложин в то время относился к Барановичской области. Пройдя многие километры, небольшие отряды солдат передвигались по Воложинскому району. Многие местные жители и сами не знали, как обстоят дела на фронте. Ларин же вместе с другими товарищами, будучи в информационном вакууме, утешали местных жителей. Утверждали, что все хорошо, что советская армия совсем скоро даст ответный бой и погонит фашистов с нашей земли. Только представьте, сколько мужества и патриотизма было в сердцах этих юных воинов, голодных, измученных дорогой и страхом неведения. В какой-то момент Ларина подвело здоровье: начался ревматизм, ноги предательски стали отказываться идти и страшно болеть. Товарищи его не бросили, переносили с места на место и прятали. В очередную вылазку разведкой в деревню Валентина спрятали в лесу. Недалеко проезжал на лошади местный житель. Обнаружив бойца, быстро погрузил его на воз с дровами и отправился в ближайшую деревню. Так Ларин оказался совсем рядом с Воложином, в деревне Прудники. Местная жительница, которая окажется близкой родственницей нашей Татьяны Ланько, спрятала Валентина и основательно занялась его лечением. Все местные жители знали, что в деревне прячут советского солдата, но никто не выдал, «молчали, как партизаны».
Кристина Башаркевич, родная сестра бабушки Татьяны Ланько, стала не только спасительницей, но и связующим звеном в развитии семейной истории. Будущая мама Татьяны приходили вместе с отцом из Бобровичей в дом Кристины, так и познакомились будущие супруги.
В доме моего деда была огромная бочка с квашеной капустой, которой делились с партизанами. Однажды отец пришел совсем голодный и в одной гимнастерке. Мой дед отдал ему свой тулуп. Местные жители многие помогали не только провизией, но и прятаться в болотистых местах. Ведь они знали безопасные островки и тайные тропинки. Кстати говоря, моего деда могли сжечь вместе с другими жителями в Дорской церкви, но ему удалось сбежать. Моей маме также повезло: ее хорошо спрятали, когда немцы угоняли из Бобровичей молодежь в Германию.
Татьяна Ланько

В июле 1945 года Валентин и Александра сочетались законным браком. Около года Валентин преподает в школе. Но партия доверила ему еще более ответственное задание – образование первого послевоенного колхоза Мичурина. Было сложно, потому что ничего, кроме военного дела, и не знал. К слову сказать, не мог отличить пшеницу от овса.
Хорошей помощницей стала супруга Александра, которая выросла в сельской семье. Так потихоньку все и наладилось. Работали много в колхозе, завели и свое хозяйство. Один за одним каждые пять лет рождались дети. Всего сестер и братьев стало четверо. Татьяна – самая старшая и хорошо помнит, как родители учили жить, как берегли и любили друг друга. Александра Ларина в первые годы работала в «Избе-читальне» – так назывался местный сельский клуб, который делился на библиотеку и помещение для танцев и культурного досуга. Она вместе с местными девушками организовывала праздничные мероприятия и выступления. Покупали рулонами ситец и шили себе наряды. Александра прекрасно вышивала и придумывала головные уборы для всех участниц. В последствии перешла работать на ферму дояркой и стала ударницей труда.

Кроме жены, молодому председателю помогали многие местные жители, учили премудростям сельского хозяйства. В результате всю мужскую работу по домашнему хозяйству он выполнял сам: косил, обрабатывал землю. Дети помогали матери и отцу всегда и безусловно. Именно родители научили их трудиться и не жаловаться на жизнь, добиваться результатов своими силами.
Мой дед Егор был профессиональным часовщиком. От него передалось отцу умение чинить часы, которые приносили люди со всех окрестных деревень в почин в послевоенные годы. Любые, даже самые сломанные, «оживали» в его умелых рука.
Татьяна Ланько


В 1972 году получил Валентин Ларин и образование агронома в Марьиногорском техникуме. После объединения колхозов работал бригадиром, в дальнейшем агрономом. Дожил до 73 лет, увидел семерых внуков. Татьяна с трепетом в сердце вспоминает, как, будучи взрослыми, собирались в родительском доме. Праздновали все праздники вместе. Особенным всегда был День Победы. На папином «Запорожце» Татьяна неоднократно возила отца на ветеранские встречи, в том числе с сослуживцами из пограничной заставы, выживших с тех далеких и переломных первых дней войны.
Валентин Ларин оставил после себя героическую историю своей жизни и скорее всего не подозревал, насколько важен его военный и послевоенный путь не только для всей семьи, но и для каждого жителя нашего Воложинского района, героической Родины в целом.
Инна ДАЛИДОВИЧ