– Какой юридический статус у характеристики с места работы, выданной по запросу потенциального нанимателя в соответствии с новой редакцией Декрета № 5? Можно ли обжаловать характеристику и обязан ли прежний руководитель предоставить ее копию бывшему сотруднику?
Отвечает главный правовой инспектор труда Минского областного объединения профсоюзов Оксана Попова
– Характеристика – официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам. Она готовится по форме, установленной Советом Министров (п.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 6). Отражение в характеристике заведомо недостоверной информации признается грубым нарушением трудовых обязанностей. Поэтому если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, бывший работник вправе обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства или деловой репутации либо о привлечении лица, распространившего порочащие сведения, к административной или уголовной ответственности за клевету или оскорбление. Кстати, одно не исключает другое, и два иска могут рассматриваться параллельно.
Что же касается копии характеристики, то получить ее работник может, написав заявление на имя прежнего нанимателя. В нем надо обязательно указать сведения, подтверждающие наличие в документе информации, непосредственно касающейся конкретных прав и (или) законных интересов работника. Копия выдается при его личном присутствии (постановление Совета Министров от 30 декабря 2012 г. № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц»).
По информации Профсоюзы Минщины