Цель — полное избавление от приступов
Когда при эпилепсии медикаментозная терапия не дает результата, эффективна операция. Особенно она перспективна у детей — в РНПЦ неврологии и нейрохирургии ежегодно проводят более 50 вмешательств. В результате удается достичь значительного снижения частоты и интенсивности приступов, а в некоторых случаях — их полного прекращения. И уже спустя полгода врачи могут рассматривать отмену противосудорожной терапии. По информации sb.by БеларусьСегодня.
Больше фактов — меньше страхов
Эпилепсия — одно из самых распространенных заболеваний в неврологии. Несмотря на это, отношение к ней в обществе остается настороженным, а порой и предвзятым. Многие представляют себе проявление болезни так: тяжелые, пугающие приступы, сопровождающиеся потерей сознания, судорогами. Но на самом деле эпилепсия проявляется по‑разному. При правильном лечении большая часть пациентов живет полноценно.
— Эпилепсия может выражаться даже в незаметных формах, — обращает внимание ведущий научный сотрудник неврологического отдела РНПЦ неврологии и нейрохирургии Игорь Зайцев.
— Например, кратковременное «отключение» взгляда или резкое вздрагивание нередко воспринимают как проявления нервности или переутомления у ребенка, хотя это могут быть легкие приступы.

Игорь Зайцев.
Независимо от степени тяжести всегда важно определить, в каком отделе мозга болезнь зарождается. Даже незначительные симптомы не стоит игнорировать, они могут быть ключом к пониманию природы диагноза. Мозг человека состоит из лобной, височной, теменной и затылочной долей. Каждая из них отвечает за определенные функции: движение, речь, зрение, слух, ощущения…
— Внутри этих долей находятся извилины, которые управляют отдельными частями тела, — рассказывает Игорь Зайцев. — Если перед приступом сжимается рука или нога, это указывает на активность в моторной зоне противоположного полушария, а если ощущается резкий неприятный запах — скорее всего, очаг находится в височной области. Это критически важно при обсуждении хирургического лечения эпилепсии.
Минимизировать риски
Цель лечения эпилепсии — не просто контролировать приступы, а улучшить качество жизни пациента и его близких. В большинстве случаев — примерно у 70 процентов людей — удается подобрать медикаментозную терапию, которая позволяет достичь ремиссии, то есть полного прекращения приступов. Но бывают ситуации, когда препараты не справляются, тогда врачи рассматривают хирургическое вмешательство.
— Операция при эпилепсии — сложный и ответственный шаг, — уточняет врач‑нейрохирург детского отделения Евгений Миронец.
— Поскольку каждая из зон мозга отвечает за определенные функции, ее удаление может привести к серьезным последствиям. Стараемся максимально минимизировать риски. Также применяем метод разъединения: пораженный участок не удаляем, а отключаем от здоровой части мозга. Возможна и постановка нейростимулятора, который снижает частоту и силу приступов.

Евгений Миронец.
За последние десять лет в Беларуси произошли значительные изменения в подходе к хирургическому лечению эпилепсии. Благодаря развитию технологий и появлению современной аппаратуры стало возможным более точно обследовать пациентов и готовить их к операции. В этой области работают специалисты разных направлений — неврологи, врачи функциональной диагностики, радиологи. Одним из ключевых методов диагностики остается электроэнцефалография. Она позволяет определить, где именно в мозге возникают эпилептические импульсы.
— Кроме того, активно используем методы лучевой диагностики — МРТ и ПЭТ/КТ, — подчеркивает Игорь Зайцев. — С помощью томографа можно уточнить, где располагаются функционально значимые зоны мозга — те участки, повреждение которых может привести к нарушению речи, движения. Хирургия эпилепсии — одно из самых сложных направлений на стыке неврологии и нейрохирургии, результат очень долгой и кропотливой командной работы.
Шаг за шагом
У малышки Маши из‑под Клецка диагностирован врожденный порок развития головного мозга. Судорожные приступы сопровождали ее каждый день.
— Цель операции — отсоединить патологический участок мозга от здоровых зон, чтобы прекратить распространение судорожной активности, — уточняет Евгений Миронец. — Сложную процедуру проводили поэтапно. После первого этапа разъединения приступов не было в течение десяти дней. Однако позже они вернулись, и через месяц мы провели второй этап. Судороги исчезли — продолжаем наблюдение. Если эффект окажется временным, продолжим хирургическое лечение.

Врач-нейрохирург Кевин Венегас.
Эпилепсия — не статичное заболевание, добавляет Игорь Зайцев. Она развивается, постепенно захватывая новые участки мозга. Бывает, очаг болезни находится, например, в височной доле, но по данным энцефалограммы видно, что патологическая активность распространилась уже на половину мозга. Именно поэтому время играет решающую роль. Чем дольше человек живет с болезнью, тем сложнее добиться хорошего результата от операции.
Наибольшие шансы на успешное хирургическое лечение — у тех, кто болеет меньше пяти лет. В таких случаях, особенно при радикальном вмешательстве, можно рассчитывать на полное избавление от приступов.
К слову, у детей эпилепсия возникает чаще, чем у взрослых, и считается возрастзависимой, что связано с особенностями развития мозга. Нервная система в детстве незрелая, процессы возбуждения преобладают над торможением, мозг легче реагирует на внешние и внутренние раздражители. Некоторые формы болезни могут пройти самостоятельно или стать менее выраженными. Однако это не означает, что лечение не нужно. Напротив, своевременная терапия помогает избежать осложнений и поддержать нормальное развитие.
