Ежедневно каждый из нас становится потребителем тех или иных товаров и услуг. К сожалению, не всегда эти привычные действия приносят ожидаемый результат, и иногда возникающие конфликтные ситуации невозможно решить путем мирных переговоров.
Правоотношенияв области защиты прав потребителейрегулируютсяГражданским кодексом Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О защите прав потребителей» № 90-З от 09.01.2002, «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» № 405-З от 16.07.2008, иными нормативно-правовыми актами, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» № 90-З от 09.01.2002 потребитель имеет право на государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых данным Законом и иным законодательством.
Обращение в суд является эффективным и доступным способом защиты прав потребителей.
В соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по месту жительства или нахождения истца либо по месту исполнения договора или по месту причинения вреда.
Согласно подп. 1.1.9 п. 1 ст. 258 Налогового кодекса Республики Беларусь истцы при обращении в суд с исковыми заявлениями о нарушении их прав потребителей, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, а также апелляционных жалоб по таким делам освобождаются от государственной пошлины.
Законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования потребительского спора, однако данное требование вытекает из статьи 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь, которая указывает, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством или договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок. При этом законодательством может быть установлен иной порядок расторжения договора.
В случае несоблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения дела и подачи искового заявления в суд, судом может быть отказано в возбуждении дела на основании пункта 2 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь в связи с наличием к этому препятствий, а если дело возбуждено судом, заявление подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 1 статьи 165 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.
Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства по договору, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе). Вместе с тем потребитель обязан доказать, что недостатки товара (работы, услуги), возникшие после передачи его потребителю, имели место в связи с непредоставлением продавцом (исполнителем, изготовителем) надлежащей информации и что недостатки товара (работы, услуги) возникли до передачи товара (принятия результатов работы, выполнения услуги) потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Также потребитель при обращении за защитой нарушенных прав в судебные органы имеет право помимо требований, касающихся товара, заявить требования о взыскании неустойки и компенсации морального вреда.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, суд вправе уменьшить размер неустойки в соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Денежная компенсация морального вреда определяется судом исходя из обстоятельств причинения вреда, степени нравственных страданий истца, требований разумности и справедливости.
Качественное и оперативное рассмотрение дел указанной категории восстанавливает нарушенное право гражданина, укрепляет доверие к установленным законодателем механизмам его защиты, дисциплинирует участников наиболее типичных гражданских отношений.
Пример из судебной практики.
С исковым заявлением в суд обратилась гражданка П., в котором указала, что по договору розничной купли-продажи приобрела в магазине ответчика товар стоимостью 665,04 рублей, на который был установлен гарантийный срок обслуживания на два года с даты продажи.
Спустя три месяца у товара были выявлены недостатки в работе. Истец обратилась к продавцу за устранением недостатков.
Продавец принял товар в ремонт.
Через месяц П. поступило сообщение с актом выполненных работ, однако по факту товар не был отремонтирован и возвращен покупателю без ремонта.
П. направила ответчику претензию о расторжении договора, возврате денежных средств за некачественный товар, однако претензия удовлетворена не была.
За защитой нарушенных прав потребитель П. обратилась в суд с заявлением о расторжении договора купли-продажи, взыскании суммы предварительной оплаты, пени, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, денежной компенсации морального вреда.
Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на нарушение истцом правил эксплуатации товара, от расторжения договора отказался.
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза товара для выяснения вопросов о характере возникновения недостатков в товаре.
По результатам экспертизы было установлено, что недостатки товара не являются эксплуатационным дефектом, работы по устранению заявленных дефектов не выполнены, кроме этого выявлено наличие и других дефектов.
Оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил исковые требования истца ипостановил расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с ответчика в пользу истца сумму предварительной оплаты товара, неустойку, а также материальное возмещение морального вреда в сумме 800 рублей.
Рассмотрев дело по существу, судом было восстановлено нарушенное право потребителя.
Председатель суда
Воложинского района Т.С.Нестеревская