Традиционно в последнюю неделю перед Великим постом отмечается Масленица. Многие знают этот праздник, а вот про Сыропустную седмицу мало кто слышал. Как эти два праздника перекликаются между собой, давайте разберемся.
Масленица корнями уходит в язычество. Народ верил в разных богов и соблюдал определенные ритуалы. В эти дни пекли блины, что символизировало солнце, которому поклонялись. Зимы тогда были суровые и тяжело переносились, поэтому люди собирались вместе, чтобы шумно провести зиму и встретить весну. Водили хороводы и ходили друг к другу в гости, пробовали угощения, которые готовили хозяева. А последние, в свою очередь, подчищали запасы, которые необходимо было использовать как можно быстрее, поскольку с наступлением оттепели продукты портились. Поэтому столы были богатыми, и на них, конечно же, присутствовало традиционное блюдо – блины с различными начинками. Кульминационный момент всего праздника – сжигание чучела, что символизировало «похороны» зимы и связанные с ней невзгоды.
А что же тогда Сыропустная седмица? У православных христиан есть понятие сырная (или сыропустная) седмица. Церковь считает эту неделю подготовкой к Великому посту и последующему величайшему церковному празднику Пасхи – Воскресению Христова. Христиане не употребляют мясо, но молочные продукты кушают, включая среду и пятницу. Отсюда и название – Сыропустная седмица, так как пища состоит из сыромолочных продуктов и рыбы. В эти дни следует помириться со всеми близкими, родными и знакомыми, молиться и проявлять милосердие.
Последний воскресный день перед началом Великого поста именуется церковью Прощеным воскресеньем. Христиане исповедуются, причащаются. «Не может человек вступать в подвиг, пока не очистит чувства, – слова Серафима Саровского. – Аскеза, ограничивающая нашу телесность, – это особый характер богослужения, которое возвышает душу».
Как проводят Сыропустную седмицу, как готовятся православные христиане к Великому посту, мы решили узнать у одной из прихожанок Натальи Буклыс.
– Наталья Александровна, Вы как человек, который живет настоящей церковной жизнью, расскажите, как проводите Сыропустную седмицу и как относитесь к Масленице?
– Масленица, как и многие другие праздники, пришла из язычества и несет совсем другой посыл. Могу дать пояснение о Сыропустной седмице и о том, как провожу ее я. Эта завершающая неделя перед Великим постом. Она дается для того, чтобы мы пришли к Прощеному воскресенью с покаянием. Но это не означает, что я не хожу в гости, не общаюсь и не принимаю гостей. Наоборот, это время, когда мы все собираемся, готовим угощения, в том числе блины. Мы объединяемся и по своим силам поддерживаем и помогаем друг другу. Общаемся и просим прощения, тем самым освобождая себя от обид.
– Каким образом человеку, который не живет церковной жизнью, подготовиться к Прощеному воскресенью?
– Нужно думать не о телесном, а о спасении души. Попросить прощения у тех, кого обидели, и простить тех, кто вас обидел. Обида, которую вы держите внутри, – зло, она разрушает вас. Важно победить зло внутри себя, а это – тяжелый труд. Сложно быть духовным солдатом и нести свой крест, но надо помнить, что все дано нам по силе.
– Какой совет Вы можете дать нашим читателям в канун Великого поста?
– Первое, что нужно сделать, – ограничить себя в телесных потребностях и сфокусировать внимание на духовную сторону своего существования. Ведь твое тело – орудие, а все остальное совершает дух. Главное в пост, чтобы мы не ели друг друга, и не важно, что мы едим. Быть милосердными, иметь сострадание и помогать друг другу. В Прощеное воскресенье простите всех обидчиков и сами попросите прощения.
Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.
Елена АКСЕНОВА
Фото Алены ЧАКУР