(Рассказ своего отца Степана Васильевича Дмитриева записал сын Юрий Степанович Дмитриев)
…Ну вот… гитлеровская Германия капитулировала… Очень хотелось вернуться к нормальной жизни, отстраниться от страшных жестокостей войны… Как много наших людей погибло… Из нашей деревни в 220 дворов с войны вернулись всего несколько человек…
Безумно хотелось, наконец, начать мирную работу в школе, до которой не допустило немецкое вторжение… Однако из-за предстоящей войны с Японией приказа о демобилизации не было!
После ранения при штурме Кенигсберга и госпиталя меня неожиданно послали на какую-то дополнительную медкомиссию… Оказалось, что меня как офицера, прошедшего две войны, заслужившего боевые награды, члена коммунистической партии и имеющего высшее образование, решили направить на службу в НКВД. Вообще-то, фронтовики не очень одобрительно относились к «особистам». Не хотелось попасть на службу в эту систему, но делать нечего… Правда, повезло – строгая медкомиссия меня забраковала!
Воспользовавшись краткосрочным отпуском после ранения, я поехал в Москву в управление кадров, подал рапорт об увольнении из армии и затем вернулся в свою дивизию, которую к тому времени перевели из Восточной Пруссии в город Опочку. Там, дожидаясь приказа о демобилизации, я женился. Вскоре пришел приказ о моем увольнении, и мы с женой поехали к моей овдовевшей сестре, муж которой погиб на этой войне.
Начал работать в местной школе учителем физики и математики. Возвращение к мирному труду в условиях послевоенной разрухи, голода и холода было совсем не похоже на тот рай, о котором мечталось в окопах под обстрелами и бомбежками, когда до смерти, как тогда пелось, «всего четыре шага»…
Некоторые люди думают, что работа учителя легкая – мол, пришел, поболтал и иди, отдыхай от этого безделья. На самом деле все совсем не так. Нужно не только много знать, но и очень многое уметь. Уметь правильно себя вести, уметь обеспечивать дисциплину, уметь заинтересовать учеников. И много-много работать. Причем не только на уроке в классе, но и дома при подготовке к уроку, а также при подготовке демонстрационных опытов и наглядных пособий. Все это нужно не только для того, чтобы в классе было тихо, а, главным образом, для воспитания будущих защитников Отечества! Не зря немецкий канцлер Бисмарк когда-то сказал, что Германия выиграла войну с Францией только благодаря своим школьным учителям. Вообще-то, образование человека – это не справка о посещении учебного заведения. Образование – это спутанный клубок из примеров поведения окружающих людей, в первую очередь родителей, из знаний, полученных в школе, и из личного опыта, приобретенного через осмысление собственных ошибок. Как говорил великий поэт: «Опыт – сын ошибок трудных».
В 1948 году меня пригласили в райком партии и по партийной мобилизации направили в западную Белоруссию, где тогда была острая нехватка надежных кадров, необходимых для успешной интеграции этого региона в экономическую и культурно-политическую жизнь нашей огромной социалистической страны.
Сначала пришлось работать учителем физики в небольшом городке Ошмяны рядом с границей Литовской ССР, то есть в тех местах, где наша гвардейская дивизия громила немецко-фашистских захватчиков во время недавней Великой Отечественной войны. Как секретарю партийной организации, члену райкома коммунистической партии Белоруссии и депутату городского Совета мне приходилось часто ездить по деревням, восстанавливать Советскую власть и агитировать крестьян вступать в колхозы. Обычно с утра работал в школе, а во второй половине дня – выезды… Местное население, много лет подвергавшееся антисоветской и антирусской пропаганде в панской Польше и затем более двух лет находившееся под жесткой фашисткой пропагандой в период гитлеровской оккупации, относилось к представителям Советской власти по-разному: некоторые настороженно, а иные даже враждебно. Последние объединялись в подпольные группы, терроризировали жителей и убивали активистов социалистических преобразований и партийных работников. Так был убит директор школы, где я работал, и меня назначили вместо него… Работы стало еще больше. Обязанности руководителя коллектива очень разнообразны и зачастую даже трудно сочетаются между собой, но нужно работать, не жалея сил, и – дело пойдет.
Мне, как и другим активистам, приходилось, рискуя жизнью, участвовать в стычках, перестрелках и разгромах банд. Здесь очень пригодился опыт, приобретенный в боях Великой Отечественной войны. То есть навыки поражения врага и защиты от его атак. Да… это было продолжение войны с настоящими врагами на уже освобожденной от немецких оккупантов территории! Причем если днем эти люди могли вежливо поздороваться, то ночью они стреляли без размышления и предупреждения… Стреляли не только в нас, активистов, но и во всех, кто не был сторонником их взглядов. Это были жестокие и злобные враги! Поэтому бескомпромиссная борьба с ними – это тоже защита Отечества! Но когда во время перестрелок приходилось их убивать, потом на душе скребли кошки… Как же так, война закончилась, а нам все еще приходится убивать врагов… Вот так это было…
Весьма неспокойная и опасная ситуация сближала нас, приехавших в западную Белоруссию, образуя нечто подобное «советской диаспоре». Общение в коллективе единомышленников придавало нам силы для преодоления опасностей и тягот тогдашней жизни.
После двух лет работы в Ошмянах меня перевели в другой, уже более крупный, западнобелорусский город – Воложин. Здесь тоже назначили директором школы, вместо убитого террористами.
Тут школа была намного больше – двухэтажная, кирпичная, с большим количеством учеников. Так что административной и педагогической работы стало больше, а вот партийная и советская работа осталась прежней – выезды по деревням, налаживание советского образа жизни и борьба с антисоветским подпольем. Распространенность противников Советской власти иллюстрируется таким примером: в частном доме, прямо рядом со школой, несколько лет успешно скрывался приспешник фашистов – бывший полицай! Но его, несмотря на все ухищрения, все-таки выявили, арестовали и судили, как и многих других врагов нашей страны. Так что наша работа по обезвреживанию террористов была совсем не напрасной!

Несмотря на все трудности и опасности послевоенного времени, было ясно, что сопротивление антисоветских отщепенцев будет неминуемо подавлено и мирная жизнь наладится. Поэтому главная задача для нас, бывших фронтовиков, состояла в воспитании нового поколения защитников Отечества!Наше поколение свой долг выполнило, победив в Великой Отечественной войне, однако враги нашей Родины, принужденные успокоиться, к сожалению, затихли не навсегда. Поэтому так важна задача воспитания патриотизма в сердцах и душах наших детей. И значительную роль в этом важном деле играли, играют и будут играть наши школьные учителя, которые растят новых защитников Отечества!