Что такое адаптация ребенка к детскому саду. На какие моменты этого периода лучше обратить внимание? Как избежать ошибок? Такие вопросы чаще всего задают родители.
В жизни детей и родителей наступает важный момент, когда нужно идти в сад. В большинстве случаев мамы переживают, как же все получится, как быстро дочка или сыночек будет привыкать, будет ли кушать, каким будет воспитатель, с кем подружится из детей… Переживаний много.
Нам часто приходится знакомиться с новыми людьми, начинать новую работу, отправляться в путешествие, идти к врачу. Мы, взрослые, умеем контролировать новую жизненную ситуацию и можем подготовиться к тому или иному событию. Ребенку просто нужно немного помочь, он маленький и только учится жить.
Как же смягчить этот сложный «переход» и превратить адаптацию к новому интересному этапу в жизни, новому опыту, новым приключениям?
Принято считать, что ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
первое – это то, что ребенок усвоил правила поведения в саду, умеет сам кушать, посещать туалетную комнату, одеваться и раздеваться – как говорится, владеет навыками самообслуживания;
второе – ребенку комфортно, легко, интересно пребывание в детском саду.
На моменте легко, комфортно «заострим» наше внимание.
Иногда и родители, и педагоги ошибочно считают, что процесс адаптации завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, выполняет все необходимые правила детского сада: «Удобно!» не правда ли? Не плачет и хорошо. Именно в этот момент часто упускается факт психологического комфорта или дискомфорта. На что нужно обратить внимание на данном этапе: ребенок становится более замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игру со сверстниками, плачет, пытается уговорить родителей не посещать детский сад.
Конечно, отлично, если, придя в сад, ребенок умеет держать ложку. Но! Более важно – если он идет в сад с удовольствием, ему хорошо и спокойно, интересно. Уверена, что каждая мама знает, понимает, чувствует сердцем, что происходит с ее ребенком. Помните о том, что доверяет ваш малыш больше всего именно вам и учится жить так, как вы его научите. Попробую назвать несколько ситуаций, примеров, типичных ошибок родителей в период адаптации.
Помните, что это первый опыт ребенка самостоятельного общения с другими детками, взрослыми. И этот опыт важный и ценный для малыша.
Находитесь недалеко от сада и будьте готовы быстро забрать ребенка в случае плача или по рекомендации воспитателя.
Время пребывания ребенка в саду очень индивидуально: кому-то нужен час, а кому-то весь день. Постарайтесь оставлять малыша первые несколько дней посещения ненадолго.
Нужно установить себе правило посещать сад каждый день, стараться не пропускать. Сегодня пойдем, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, плачет и так далее, – так не должно быть. Ребенку сложнее привыкать при непостоянстве.
Довольно часто наблюдаю такую картину: мама старается «убежать», поскорее оставить ребенка в саду. Ошибка считать, что ребенок так не испытает стресс. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день (объятия, машем ручкой, это может быть небольшая игра, сидим на лавочке и беседуем и т. п.).
В моей практике был случай, когда мама находилась в гардеробе с ребенком по несколько часов (мама решила дождаться момента, когда ребенок сам решит зайти и остаться в саду) и иногда уходили, так и не зайдя в группу. Были и слезы, и манипуляции со стороны мальчика. Но мама терпеливо дождалась того момента, когда ребенок отпустил ее и сам присоединился к детям. Конечно, многие могут возразить мне и сказать, что далеко не у всех есть такая возможность (нужно бежать на работу или не позволяют правила детского сада). Тем не менее – это отличный пример того, как нужно терпеливо относиться к чувствам малыша.
Приучайте ребенка к раннему подъему уже за пару месяцев до поступления в сад. Если сложно подниматься утром рано, то попробуйте постепенно сдвигать время подъема на 10-15 минут к нужному времени.
Разнообразие питания и твердой пищи необходимо для навыка жевания и скорейшего принятия питания в саду.
Не кормите «на ходу» или у телевизора. Позвольте ему самому сервировать свой стол дома, обедайте вместе, пусть ест самостоятельно, пусть пачкается. В какой-то момент научится принимать пищу аккуратно.
Научить его полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите просить о помощи и терпеливо ждать своей очереди. Очень часто наблюдала такую картину в практике воспитателя, что ребенок не умеет одеваться и не пытается это делать. И довольно редко встречала деток, которые могут попросить о помощи.
Ребенка нужно заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми. Можно спокойно объяснять, проговаривать, что у мамы и папы могут быть дела. Малыш должен иметь опыт разлуки с родителями. Тренируем доверие – родители обязательно вернутся.
Наблюдайте за его поведением, разговаривайте с ним.
Не придумывайте «идеальную картинку» про детский сад. Будьте честными и лучше говорите о том, что в саду могут быть разные дети и разные ситуации.
Не пугайте, не угрожайте посещением сада как наказанием. Например, приходилось слышать такие высказывания со стороны родителей: «Вот пойдешь завтра в сад и все, у меня много дел» или «Вот пойдешь в сад и увидишь, как это. Пусть тебя там воспитывают…»
Избегайте разговоров об отрицательных моментах посещения детского сада в присутствии ребенка. Лучше покажите, подчеркните положительные моменты его нового статуса – статуса воспитанника.
Похвалите, проявите интерес: «Ты сегодня такой молодец, так здорово играл с детьми. Во что вы играли? Это твой новый друг? Как его зовут?»
Чрезмерная тревожность мамы или папы, озабоченность легко передаются ребенку. Конечно, есть и вопросы негативного отношения к детскому саду у родителей, отсутствие необходимости посещения детского сада, сомнении в целесообразности (определитесь, ребенок все чувствует и доверяет вашему мнению).
Представьте ситуацию:
Вы говорите ребенку о том, как хорошо в саду, весело, интересно. И в тот же день с подругой по телефону обсуждаете свои страхи и недоверие к саду. На какую информацию опираться ребенку? Чему верить?
Желательно начать посещать детский сад в 3-4 года. Почему с 3-х и выше? Интерес к играм со сверстниками начинает появляться именно в этот период. Есть надежда, что будет интереснее знакомиться и общаться со сверстниками. До трех лет ребенок еще сильно привязан к маме, и сверстники мало интересны.
Старайтесь выбирать детский сад и педагога. Если вам комфортно в общении с педагогом, есть вероятность, что и ребенку будет спокойно и приятно общаться. Присматривайтесь к руководителю детского сада, от этого человека зависит многое.
Относитесь спокойно к слезам при расставании. Слезы – это нормально. Взрослые ведь тоже волнуются, но мы умеем контролировать свои эмоции. Ребенку сложнее и поэтому он выражает эмоции слезами.
Настройтесь на положительные эмоции и думайте о том, как много хорошего вы делаете для своего ребенка. Решением посещать детский сад вы даете ребенку возможность стать более самостоятельным и независимым.