Происшествия

Виртуальные мошенники сменили профиль на «новогодний»

Наступают новогодние праздники, и работы у правоохранителей становится больше. Сезонные мошенники, как и в прошлом году, решили подзаработать на продаже елок. Странички социальных сетей пестрят разнообразием искусственных красавиц и трудно удержаться от покупки, тем более, когда цена сильно ниже рыночной.

Уже с ноября в милицию Минской области стали поступать заявления от обманутых граждан, которые, заплатив деньги, так и не дождались своей новогодней елки.

  • В первую очередь, стоит отметить, что такие преступления совершаются в социальной сети Инстаграм, — уточняет начальник отдела по раскрытию разбоев, грабежей и иных преступлений против собственности управления уголовного розыска УВД Миноблисполкома подполковник милиции Руслан Андрухович. — Это тот сегмент сети интернет, который находится за рубежом, и технически сложно установить владельцев аккаунтов, что существенно затрудняет раскрытие совершенных там преступлений. Безопаснее, конечно, людям находиться на торговых площадках белорусского сегмента виртуальной сети. Потому что даже если их обманут, преступников установить намного проще. Ведь это площадки, которые регулируются белорусским законодательством.

Изучив аккаунты инстаграм-магазинов более подробно, можно выделить общие внешние признаки. Самое главное – это слишком низкие цены, варьируются от 150 до 500 рублей. Чем ниже цена, тем больше вероятность обмана. Пролистав официальные торговые площадки, можно самим проверить рыночную стоимость товара и узнать, насколько отличается ценовая политика. Если это отличие значительное, стоит задуматься.

Как отмечает Руслан Евгеньевич, большинство аккаунтов официальных интернет-магазинов, в том числе в Инстаграме работают по предоплате. Это правильно. Но у них предоплата имеет символический размер, без превышения суммы рисков, покрывающих пересылку. А у мошенников наоборот: они просят и 30%, и половину стоимости товара, а особо наглые – 100% предоплату.

Что касается доставки, то у мошенников это либо доставка транспортной компанией, либо почтой. Им ведь ничего не мешает сделать липовую квитанцию об отправке или прислать покупателю ненастоящий трек-номер, который можно отслеживать бесконечно и безрезультатно. А в это время страница «магазина» уже будет удалена, и писать будет некуда, кроме правоохранительных органов.

Еще один важный критерий: у официального интернет-магазина аккуратно заполнен раздел контактов. У мошенников всегда есть неточности: либо не хватает данных, либо они неверны, например, несуществующий адрес, который можно проверить самостоятельно по онлайн-карте. – Есть один очень хороший способ узнать, общается человек с мошенником или нет, – просто попросить его номер и позвонить ему, – говорит Руслан Андрухович. – И в 100% случаев мошенник «сольется», ведь личное общение не в его правилах. Также мошенники не любят, когда им задают много уточняющих вопросов о товаре, ведь полной информацией они не владеют.

На вопрос, возможно ли как-то побороть мошенничество в социальных сетях, подполковник милиции отвечает однозначно, что пока люди будут доверять тем, кого они даже не видят, ведь никогда не знаешь, кто по сторону монитора, такие преступления будут актуальны. Отмечаются случаи, когда люди по два или три раза попадались в сети виртуальных мошенников.

Онлайн-шоппинг – это удобно, быстро, доступно, но небезопасно и всегда риск. Идти на такой риск или нет – личная ответственность человека.