Первый лепет, долгожданное «мама», смешные фразы, рассказывающие о мире глазами ребенка –
все это родители ждут с нетерпением. Но что делать, если речь не появляется или она невнятная. Или в 4 года ребенок говорит хуже сверстников?
Тревога, растерянность и вопрос «Кто виноват?» – естественные чувства в этой ситуации. Однако лучший вопрос себе: «Что делать?» Первый и главный шаг – понять, что нарушение речи – не приговор, а проблема, с которой можно и нужно работать вместе со специалистом. С учителем-дефектологом детского сада № 3 «Пралеска» г. Воложина Татьяной Сосновской попробуем разобраться в этой теме.
– Татьяна Григорьевна, по каким причинам возникает нарушение речи у детей?
– Речевые нарушения могут развиваться из-за органических факторов и функциональных. К первым относятся внутриутробные нарушения. Это кислородное голодание из-за токсикоза, патологии плаценты, заболеваний мамы. Например, инфекционных – краснухи, гриппа, герпеса. Также внутриутробные нарушения могут быть вызваны употреблением токсичных веществ, вредными привычками матери (алкоголем, курением), некоторыми лекарствами или генетической предрасположенностью.
Родовая травма оказывает непосредственное влияние на развитие речи у детей. Если во время родов произошло внутричерепное кровоизлияние, или применялись акушерские щипцы, роды были сложными, или мама испытала сильный стресс, то ребенок может испытывать трудности в общении. Влияют и факторы, действующие после рождения, такие как: заболевания и травмы в первые годы жизни, тяжелые инфекции, в том числе и нейроинфекции, травма головы и сотрясение мозга. Таким образом, все эти органические факторы приводят к нарушению речевых зон головного мозга и нарушению речи.
Но не только существуют внутренние причины, есть и внешние, или же функциональные, – плохие социально-бытовые условия жизни, вызывающие педагогическую запущенность, задержку психического развития. Чтобы ребенок вовремя начал разговаривать, он должен постоянно слышать чужую речь – родителей или других родственников. Слыша неправильную речь, ребенок может и сам начать подражать ускоренному темпу речи, неправильному произношению звуков. Особое влияние оказывает мама, которая рассказывает, объясняет, показывает и знакомит ребенка с окружающим миром в первые годы жизни. Также дети из-за длительных болезней могут позже начать говорить.
В неблагополучных условиях ребенок может получить психологическую травму. Стресс, сильный испуг или психическое заболевание влияет на развитие. Даже если во время родов не произошло никаких органических повреждений, негативные социальные условия могут нанести серьезный вред его будущему развитию.
Важно отметить, что речь может страдать не только в условиях явной неблагополучности. Даже в семьях с хорошими условиями, где родители заняты работой, существует риск, что ребенок окажется наедине с гаджетами. Часто проще дать ребенку телефон, чтобы он сам развлекал себя. Однако именно в период с одного до трех лет происходит наиболее интенсивное развитие головного мозга, и упустить этот момент – значит потерять возможность заложить основы для полноценного развития. Не зря дается декретный отпуск от года до трех. Это время, когда мама может установить глубокую связь с ребенком. Важно, чтобы ребенок не проводил это время за экраном телефона, а исследовал окружающий мир. Тактильные ощущения – это ключевой элемент. Он должен не просто видеть шар на экране, но и потрогать его руками: покатить, погладить, понять, что он круглый. Точно так же квадрат, его нельзя прокатить, нужно потрогать, сравнить с другими предметами, почувствовать его ребристость. Ребенок должен ползать по комнате, ощущать разные текстуры: мягкий ковер, холодный пол. Такие реальные впечатления невозможно получить через гаджеты. Это опыт, который необходимо накапливать, только пропуская его через себя.
Очень важно читать детям сказки, стихи и потешки. Однако важно учитывать, что если предлагать сказку в неподходящий момент, когда ребенок слишком возбужден или играет, читать будет сложно. Тем не менее, даже если ребенок делает вид, что не слышит, он все равно впитывает, как губка, живую речь, его пассивный словарь пополняется в любом случае. Позже он может выдать свои знания, отвечая на вопросы или рассказывая о том, что видел на картинках.
Чтение сказок в дополнение с иллюстрациями особенно полезно для детей дошкольного возраста, так как у них в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. В этом случае они лучше усваивают информацию. Здесь же гаджеты могут быть полезны как дополнение. Например, после прочтения сказки можно посмотреть картинки на экране и обсудить их с ребенком. Важно задавать вопросы, чтобы стимулировать его аналитическое мышление.
Также стоит обращать внимание на детали во время прогулки. Гуляя с ребенком, мама может задавать вопросы о том, что встречается на пути. Например, она описывает яблоко – красное, круглое, сладкое или кислое, а затем просит ребенка рассказать таким же образом о ягодах или других плодах. Такая прогулка поможет расширить словарный запас.
Кроме того, и мама, и папа должны быть образцом для подражания. Ваша речь должна быть четкой, спокойной и уверенной. Если взрослый говорит быстро, то и ребенок тоже может начать говорить быстро.
Не нужно слишком перенасыщать психику ребенка. В моей практике был случай, когда привела мама своего четырехлетнего малыша, у которого начали появляться признаки заикания. Когда стали разбираться, то оказалось, что у них вся неделе была перенасыщена. Один день – в театр, другой – в цирк, кроме того кружки и чтение книг. В результате – у ребенка начались проблемы с речью, стали появляться запинки. Головной мозг не успевал обрабатывать огромный поток информации. Поэтому важно не перегружать ребенка. Посещение театра или цирка каждый день – не совсем хорошая идея. Лучше ограничиться одним мероприятием в неделю или даже раз в две недели.
– В каком возрасте маме стоит забеспокоиться? Есть ли критерии, по которым определяют нарушения речевого развития?
– Все верно, есть критерии. К 3-4 годам уже должны быть сформированы свистящие звуки. В 4-5 лет ребенок должен четко произносить шипящие. В 5-6 лет идет формирование сонорных звуков – «Л-Р». Уже к 6-7 годам у него должен быть четкий «Р». Это самый сложный звук, поэтому он и самый поздний и позже появляется в речи.
К трем годам в норме ребенок должен говорить фразами и предложениями. Если мама замечает, что к этому возрасту он произносит только одно слово, например, вместо «хочу пойти гулять» говорит только «гулять», то стоит забеспокоиться. Конечно, существует и такой момент, что ребенок в семье избалован вниманием, дома его желания удовлетворяются по первому слову. Например, если он говорит «гулять», а мама сразу же начинает собираться, не спрашивая, что именно он хочет. Это приводит к тому, что ребенок начинает лениться говорить предложениями. Важно, чтобы родители не только понимали его с полуслова, но и стимулировали выражать свои мысли полными предложениями. Например, спрашивать: «Что ты хочешь кушать?» и не выполнять его просьбы, пока он не скажет это в виде полного предложения.
Если все-таки мама замечает, что ребенок не произносит звуков или у него возникают трудности с формированием фразовой речи, необходимо обратиться к логопеду.
К трем годам дети обычно начинают ходить в детский сад, где работают специалисты по развитию речи. Дефектологи работают и при поликлиниках. Когда у ребенка есть некоторые трудности с речью, они могут дать рекомендации и провести первичное обследование. При серьезных нарушениях специалист направит к неврологу для дальнейшего обследования. Кроме того, ребенок может пройти консультации у других специалистов. Затем, собрав нужный пакет документов, он проходит обследование в центре коррекционно-развивающего обучения, где выдается заключение о нарушении. С этим заключением идет в сад заниматься с дефектологом в спецгруппе либо пункте коррекционно-развивающего обучения, где работаю и я с детьми с пяти лет с нарушениями речи. На занятиях мы делаем упражнения на развитие речевого аппарата, для развития правильного речевого дыхания и мелкой моторики, работаем над формированием лексико-грамматической стороны речи, над коррекцией звукопроизношения, развиваем связанную речь.
– Существует мнение, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Есть ли разница в развитии речи между ними?
– Да, действительно, среди детей с нарушениями речи мальчиков больше, чем девочек. Девочки, как правило, начинают говорить раньше, мальчики позже. Эти различия объясняются особенностями развития их мозга, у девочек более быстро созревают речевые зоны, чем у мальчиков. При правильном подходе взрослых к развитию речи детей с возрастом мальчики догоняют девочек по речевому развитию.
Что касается органических нарушений, они могут возникать как у одних, так и других одинаково. В этом плане трудно сказать, влияет ли пол ребенка на вероятность возникновения нарушений.
– Если бы выделили самые важные годы, которые влияют на развитие речи, то это какие?
– В период с года до трех лет, когда активно формируется речь, очень важно проводить время с ребенком, общаться и рассказывать о том, что происходит вокруг. Например, когда мама готовит на кухне, она может проговаривать свои действия: «Я готовлю салат. В него кладем помидоры, огурцы, зелень». Даже если ребенок делает вид, что не слушает, он все равно воспринимает информацию. Лучше всего посадить его рядом и комментировать каждое действие как можно подробно.
Дети в этом возрасте учатся быстро, как губки, впитывая все вокруг. Также полезно заниматься развитием мелкой моторики, так как это напрямую связано с развитием речи. Ученые неоднократно подчеркивали, что занятия, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют речевому развитию. Поэтому стоит больше лепить, играть с мелкими деталями и конструкторами. Никакие гаджеты не заменят живое общение и игру с предметами. Работая пальчиками с мелкими деталями конструктора или собирая мозаику, ребенок не только развивает моторику, но и укрепляет нейронные связи в мозге. Есть такое выражение: «Головной мозг на кончиках пальцев», которое напоминает о важности соприкосновения рук с предметами для маленьких детей. Родителям стоит уделять внимание таким занятиям, в которых нужно завязывать шнурки, складывать и сортировать предметы и использовать игры, которые развивают мелкую моторику.
– Есть 6 советов для родителей, как они могут сделать коррекционную терапию эффективнее.
1. Для того, чтобы был результат и успех после занятий, нужна дисциплина. В нее входит правильный режим дня ребенка, ограждение его от эмоциональных потрясений. Не стоит говорить при ребенке о его дефектах речи и тем более при посторонних.
2. Важно поддерживать общение ребенка со сверстниками, которые разговаривают правильно, но не допускать, чтобы кто-либо передразнивал его речь.
3. Разговаривать с малышом нужно неторопливо, мягко и спокойно. Он должен жить в обстановке душевного покоя и не переутомляться. Ни в коем случае нельзя позволять ребенку смотреть страшные, жестокие фильмы или слушать пугающие истории.
4. Хороший эффект дает чтение стихов и сказок, а также пение добрых детских песенок.
5. Важен и правильный распорядок дня. Завтраки, обеды и ужины, домашние задания, игры и сон должны быть по расписанию.
6. Если у ребенка много энергии, он должен ее расходовать на физические упражнения: бегать, прыгать, гулять на свежем воздухе. Также будут полезны ежедневная детская зарядка и разумное закаливание.
В коррекции речи детям поможет и артикуляционная гимнастика. Это гимнастика для губ, щек, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх-вниз, вправо-влево язычок, делать его широким и узким и удерживать в правильном положении. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас окружающий мир знаком и привычен, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем нам пчела.
Учимся правильно дышать
Дыхательная гимнастика также важна в становлении речи дошкольников. Можно научить ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде, при этом не раздувать щеки. Помогут в этом и специальные игрушки, которые можно приобрести на торговых площадках. Но прежде, чем начать с ребенком заниматься с помощью этих игрушек, их лучше показать специалисту, который скажет, действительно ли эта игрушка поможет в коррекции звукопроизношения.
Иллюстрации в детских книгах, которые соответствуют возрасту ребенка, – тоже прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним картинки, спрашивайте о том, кто или что изображено на них. Пусть малыш отвечает на вопросы: «Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы?» Ставьте вопросы с предлогами «за», «под», «над» и другими.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции помогут эффективно и быстро достигнуть результата от занятия.
Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно если он гиперактивный. Постоянные перевозбуждения нервной системы, недостаточный сон приведут к переутомлению, перенапряжению, а это в свою очередь может вызвать заикания и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше или мешочек с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные эфирные масла, обладающие успокаивающим действием. Здесь поможет в первую очередь лаванда.
Потешки и скороговорки в помощь
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому заниматься с ребенком нужно и развивая все психические процессы, а это мышление, память, речь и восприятие. Помогут в развитии речи и потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки. Например, скороговорки развивают дикцию. Сначала их нужно произносить в медленном темпе перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, а затем со временем темп увеличивать.
Как связаны еда и развитие речи?
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, у них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. В первую очередь это вызвано слабостью челюстных мышц, что приводит к задержке развития артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо – одним словом, твердые продукты питания.
Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки, удерживать воздух или перекатывать его из одной щеки в другую.
Почему нужно учить ребенка застегивать пуговицы?
Как можно больше малыш должен работать своими непослушными пальчиками. Пусть он сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, закатывает рукава. Причем начинать тренироваться ему лучше не на своей одежде, а сначала помогать одеваться куклам и даже родителям. Полезен также будет массаж пальчиков, игры типа сорока-сорока или игры с мелкими предметами под вашим контролем. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
Многие родители не доверяют ребенку ножницы, но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
Помимо произношения звуков, обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова в роде, числе и падеже, правильно ли использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть ошибок в согласовании слов.
Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос, обратитесь к отоларингологу, так как ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.
Влияние гаджетов на речевое развитие
Гаджеты негативно влияют на развитие речи дошкольников, потому что ограничивают живое общение и заменяют его пассивным потреблением контента. Это приводит в свою очередь к отставанию в словарном запасе и в коммуникативных навыках. Чрезмерное использование гаджетов нарушает фонематический слух и снижает способность к концентрации воображения, а также негативно сказывается на развитии мелкой моторики. Из-за сильного увлечения гаджетами снижаются коммуникативные навыки. Дети, которые проводят много времени с гаджетами, меньше общаются с окружающими, что приводит к позднему появлению речи, ограниченному словарному запасу и трудностям в ведении диалога. Также нарушается фонематический слух. Звуки с экрана воспринимаются как что-то неосмысленное, и ребенок не учится воспринимать и анализировать речь на слух, что важно для правильного произношения.
Речевые звуки, звучащие с экрана планшета, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его, не побуждают к действию и не вызывают образов, то есть остаются пустым звуком.
Татьяна Сосновская
Происходит искажение речевой модели. Гаджеты предлагают готовый формат, который не требует от ребенка активного участия и фантазий. Вместо того, чтобы учиться, строить фразы и выражать свои мысли, ребенок пассивно наблюдает за картинками и звуками. Это дает еще и другие негативные эффекты. Например, проблемы с концентрацией. У ребенка могут возникать трудности с концентрацией внимания и переключением между разными видами деятельности. Гаджеты затрудняют усвоение новой информации. Также недостаточно развивается мелкая моторика. Игры на сенсорном экране не дают тех тактильных ощущений, которые развивают моторику при играх с конструктором или другими живыми предметами.
Снижаются и когнитивные функции. Чрезмерное использование гаджетов может ухудшать память и навыки работы с информацией, восприятие времени. Гаджеты не должны заменять живое общение.
Эмоциональное взаимодействие и общение глаза в глаза являются ключевыми для развития речи, а гаджеты лишают ребенка этих важнейших стимулов.
Речь ребенка до 6 лет особо ранимая и хрупкая, и легко может нарушаться из-за негативных факторов, о которых мы говорили в прошлом номере газеты. Чем раньше удается выявить возможное нарушение речи и начать коррекционную работу с помощью специалистов, тем успешнее можно будет устранить их или сократить.
Беседовала
Наталья НЕМКЕВИЧ
Фото Юлии ЮША







