Если ребенок в первые два года жизни не интересуется пирамидками, стаканчиками и сортерами, то это может замедлить его речевое развитие. Об этом заявила нейропсихолог, логопед и дефектолог Виктория Карпович. Она рассказала, почему эти игрушки так важны, какие навыки они формируют и как правильно их предлагать, чтобы ребенок начал играть, а главное — говорить. По информации sb.by Беларусь Сегодня.
Первый навык — научите ребенка снимать и надевать колечки
— Вы можете повесить на ручку малыша какие-то пластмассовые кольца или купить кольцеброс. Задача ребенка — снять с горизонтальной поверхности фигуры, собрать их в кучку и после обратно надеть. В конце порадуйтесь вместе с ним, похлопайте в ладоши и похвалите ребенка, — рассказала нейропсихолог. — После сами снимите кольцо движением вверх. В этот момент ребенок начнет следить за предметом. Этот зрительный контакт очень важен. Он будет формироваться у ребенка и в будущем позволит быстрее заострять внимание на предметах и накапливать словарный запас.
Второй навык — научить ребенка правильно захватывать предметы
— Например, стаканчики. Брать один и вставлять в другой. Нам с вами кажется это элементарным. Но у многих детей даже в год есть сложности, чтобы попасть одним предметом в другой, — отметила логопед. — Также можете перевернуть стаканчики и сказать ребенку поставить один на один, тем самым закрыть большим маленький. Здесь уже начинает работать логика. Но самое важное — это научиться пользоваться рукой. Достать и обратно вставить стаканчики.

Фото: скриншот видео
Также можно давать ребенку закрывать или открывать различные коробки, которые просто закрываются или защелкиваются. Внутрь положите мотивационные игрушки малыша. То есть он будет пытаться открыть крышку, чтобы получить приз, а затем закрыть ее обратно. Это могут быть не только коробки, но и баночки, например из-под кремов, где верх просто накладывается. Те, в которых он закручивается, более сложные. Но иногда дети в возрасте года-двух овладевают такой функцией. Но прежде всего ребенку нужно уметь самое элементарное — открыть коробку, найти любимую игрушку, а потом закрыть ее. Эта организация последовательности действий крайне важна для того, чтобы ребенок заговорил.


Третий навык — научить малыша открывать и закрывать крышки
— Каждая семья может сделать такое приспособление. Вы берете лоток (на некоторых даже есть закручивающиеся крышки) и горячую отвертку, которой проделываете в крышке большое отверстие. Это нужно для того, чтобы ребенок научился брать предмет правильно, бросать, доставать его. Это сложная моторная программа. То есть ребенок бросил предмет и начинает трясти коробку. Мы говорим: «Открой. Достань. Закрой». Я вас уверяю, что для ребенка до 12 месяцев это самые важные навыки. То есть так дети учатся захватывать правильно предмет, а потом это отразится напрямую на артикуляции. Ребенок научится точечно управлять своим телом и выполнять инструкцию. Это большой объем для понимания речи, — подчеркнула дефектолог.
Также сделайте в другой крышке несколько одинаковых небольших отверстий такой же отверткой. Затем приобретите, например, однотонные простые карандаши и нарежьте их на брусочки. В этом случае у ребенка начнет работать другой вид захвата — либо тремя, либо двумя пальцами. Задача малыша — научиться подбирать предмет, вставлять в отверстие. А затем надо попросить, чтобы ребенок открыл крышку, достал предмет, закрыл ее обратно и бросил опять карандаш внутрь. Это все хорошо повлияет на развитие ребенка, уверяет специалист.
