17 апреля 2024 года состоялось заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В первом чтении был рассмотрен проект Закона «Об изменении законов по вопросам ветеранов», о котором доложили первый заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Павлюченко Н.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Костевич И.А.
Законопроект предполагает комплексную корректировку законодательства по вопросам ветеранов с учетом практики применения, необходимости актуализации и упорядочивания категорий ветеранов и предоставляемых им и лицам, пострадавшим от последствий войн, льгот и гарантий, в том числе в рамках гармонизации законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации.
Законопроектом предлагается усиление социальных гарантий таким категориям граждан, как ветераны Великой Отечественной войны из числа лиц, награжденных орденами и медалями СССР за безупречную воинскую службу в тылу (военнослужащие тыла) и самоотверженный труд (труженики тыла), бывшим узникам фашизма, ветеранам боевых действий на территории других государств и др.
Проектом Закона также предусматривается корректировка подходов для отнесения граждан к ветеранам труда. Так, предлагается повысить требования к стажу для получения статуса «ветеран труда» – у мужчин с 30 до 45 лет, у женщин с 25 до 40 лет.
В стаж по-прежнему будет включаться не только работа, но и периоды общественно значимой деятельности, такие, как учеба, военная служба, уход за детьми, престарелыми. Кроме действующих гарантий, предлагается увеличить размер пенсии. При этом, гражданам, которым статус ветерана труда установлен до 1 января 2025 г., данный статус сохраняется.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Пашков И.М. представил проект Закона «Об изменении законов по вопросам Следственного комитета». Законопроект был принят во втором чтении.
Проект Закона направлен на совершенствование правового регулирования порядка предоставления Следственному комитету полномочий на обработку персональных данных, ежегодного декларирования доходов и имущества сотрудниками Следственного комитета, приема на службу в названный комитет, на уточнение статуса курсанта Следственного комитета.
В частности, законопроектом предусматриваются:
- предоставление полномочий Следственному комитету в соответствии с возложенными на него задачами без согласия физических лиц получать сведения из информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к этим ресурсам (системам);
- увеличение предельного возраста приема на службу в Следственный комитет с 25 до 28 лет;
- предоставление гражданам, принятым (зачисленным) в учреждение высшего образования Министерства внутренних дел для получения высшего образования по специальностям для Следственного комитета, статуса сотрудника Следственного комитета;
- исключение обязанности у лиц рядового и младшего начальствующего состава Следственного комитета ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе.
Кроме того, в ходе заседания были рассмотрены восемь проектов законов о ратификации и приостановлении действия международных договоров.
Заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Амбразевич Ю.Г. выступил с докладом о проекте Закона «О приостановлении действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе». С содокладом выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Рачков С.А.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в г. Париже 19 ноября 1990 года, ратифицирован Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 21 октября 1992 года № 1884-XII и вступил в силу 9 ноября 1992 года.
Договором предусматриваются ограничение суммарных уровней обычных вооружений и техники по пяти основным категориям (танки, боевые бронированные машины, артиллерия, ударные вертолеты и боевые самолеты), а также механизмы проверки соблюдения обязательств (обмен информацией и проведение инспекций).
Республика Беларусь в полном объеме выполняет обязательства по Договору, в том числе неукоснительно придерживается установленных предельных уровней наличия вооружений, военной техники и личного состава Вооруженных Сил, а также своевременно представляет государствам – участникам Договора соответствующую информацию и текущие уведомления.
Приостановление действия ДОВСЕ государствами – членами НАТО и их союзниками обуславливают целесообразность приостановления Республикой Беларусь действия обязательств, подлежащих выполнению по Договору.
В практическом плане это будет означать приостановление предоставления государством – участником Договора информации об обычных вооружениях и технике Республики Беларусь, приема и проведения инспекций в целях контроля за соблюдением количественных ограничений в отношении обычных вооружений и техники, установленных положениями Договора.
О проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции от 15 марта 2011 года» выступил Министр энергетики Республики Беларусь Каранкевич В.М., с содокладом – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экологии и природопользованию Чернявская Ж.Н.
Подписание Протокола вызвано необходимостью урегулирования актуальных вопросов двустороннего сотрудничества в области эксплуатации Белорусской АЭС. Протоколом предусмотрено, что в период эксплуатации Белорусской АЭС стороны обеспечивают формирование и совместное использование оборудования, узлов и запасных частей из производственных запасов, используемых на АЭС в Республике Беларусь и аналогичных АЭС в Российской Федерации. Порядок формирования цены на ядерное топливо и условия его поставки согласовываются Компетентными органами сторон (с Белорусской стороны – Министерством энергетики Республики Беларусь, с Российской стороны – Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом») и закрепляются в договорах (контрактах) между белорусскими и российскими организациями, уполномоченными Компетентными органами сторон.
Проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов от 3 марта 2015 года» представили первый заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Филиппова Н.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Омельянюк А.П.
Предусмотренные Протоколом изменения в Соглашение направлены на обеспечение предоставления гражданам одной стороны Соглашения дополнительных гарантий по беспрепятственному взысканию алиментов с должников, находящихся на территории другой стороны Соглашения.
В настоящее время определено, что к исполнительному документу, направляемому для исполнения уполномоченным органом одной стороны уполномоченному органу другой стороны, прилагается заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства, в котором, в частности, указываются сведения о месте жительства (месте нахождения, месте пребывания) должника.
Протокол закрепляет возможность направления документов для возбуждения исполнительного производства в уполномоченный орган другой стороны и в случае отсутствия у взыскателя сведений о месте жительства (месте нахождения, месте пребывания) должника. При этом взыскатель должен располагать сведениями о местонахождении организации или иного лица, выплачивающего должнику доход. Данные сведения, а также иная информация указываются в заявлении о направлении исполнительного документа. В случае смены организации или иного лица, выплачивающего должнику доход, поступивший в уполномоченный орган стороны Соглашения для исполнения по месту получения должником дохода исполнительный документ подлежит дальнейшему исполнению на территории той же стороны в соответствии с ее национальным законодательством.
Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Барсуков А.П. проинформировали о положениях проекта Закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в области безопасности и противодействия терроризму между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов».
Соглашения направлено на расширение двустороннего сотрудничества между Республикой Беларусь и Объединенными Арабскими Эмиратами путем исполнение запросов об оказании содействия; обмен информацией о совершенных или готовящихся преступлениях, а также принятие мер, необходимых для их предотвращения; проведение согласованных мероприятий; обмен правовой и научной информацией; оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров.
В целях реализации положений Соглашения и обмена мнениями относительно развития сотрудничества планируется создание Совместного комитета по безопасности, в состав которого войдут представители министерств внутренних дел договаривающихся сторон.
В целях исполнения Соглашения центральным компетентным органом, осуществляющим сотрудничество, со стороны Республики Беларусь определено Министерство внутренних дел. Кроме того, иными компетентными органами Республики Беларусь предлагается определить Государственный комитет судебных экспертиз, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля, Комитет государственной безопасности и Следственный комитет.
И.В.Кубраков также представил проект Закона «О ратификации Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов по вопросам взаимного признания и обмена водительских удостоверений». С содокладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Уткин В.Ю.
Меморандум закрепляет обязательство сторон по взаимному признанию водительских удостоверений, выдаваемых на территории другой стороны. Таким образом, граждане Беларуси – владельцы водительских удостоверений категории «В», прибывающие в Объединенные Арабские Эмираты в целях, отличных от целей постоянного проживания (например, туризм или трудовая деятельность по временным договорам и контрактам), могут использовать свои водительские права для вождения автомобилей в ОАЭ.
Меморандум также предусматривает возможность обмена водительского удостоверения категории «В», выданного одной стороной, на водительское удостоверение другой стороны без сдачи теоретических и практических квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством. Такая замена возможна при выполнении ряда условий, в том числе наличия у заявителя действительного вида на жительство, а также прохождения заявителем медицинского освидетельствования в государстве, в котором осуществляется обмен.
С докладами по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Экваториальная Гвинея об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» выступили Министр по налогам и сборам Республики Беларусь Наливайко С.Э. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В.
Основными задачами Соглашения являются:
- распределение права налогообложения между договаривающимися государствами;
- устранение двойного налогообложения;
- обмен информацией между налоговыми службами;
- контроль исполнения плательщиками налогового законодательства и борьба с налоговыми нарушениями.
В целях урегулирования налоговых взаимоотношений между Республикой Беларусь и Республикой Экваториальная Гвинея за каждым государством закрепляется право налогообложения отдельных видов доходов, получаемых юридическими и физическими лицами одной страны в другой стране. В связи с этим Соглашением определяется порядок уплаты подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль (доходы) юридических лиц, налога на недвижимость.
Министр экономики Республики Беларусь Чеботарь Ю.А. и председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Наркевич Ю.И. доложили о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Экваториальная Гвинея о поощрении и взаимной защите инвестиций».
Соглашение направлено на создание правовой основы двусторонних отношений в области инвестиционного сотрудничества, укрепление гарантии защиты капиталовложений.
В частности, Соглашением предусматривается:
- создание благоприятных условий для осуществления инвестиций;
- предоставление инвесторам режима в соответствии с минимальным стандартом обращения с иностранцами, предусмотренным международным правом, включая справедливое и равное отношение, полную защиту и охрану;
- защита от принудительного изъятия имущества, равносильного по последствиям экспроприации или национализации;
- возможность обращения в международный арбитражный суд для защиты своих прав и интересов.
Проект Закона «О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию» представили заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Шагойко В.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Пархимчик Е.Г.
Соглашение регулирует правоотношения, связанные с выпуском (выдачей), обращением и погашением в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств – бездокументарных неэмиссионных ценных бумаг, удостоверяющих право их держателей на получение у склада сельскохозяйственной продукции в количестве и качестве, определенных при выпуске (выдаче) этих бумаг, и предоставляющие право требования исполнения обязательств, обеспеченных залогом, а также определяет требования, предъявляемые к складским свидетельствам.
Так, Соглашением:
- устанавливаются обязательные сведения (реквизиты), содержащиеся в складских свидетельствах;
- предусматривается формирование и ведение реестра складских свидетельств и реестра складов;
- определяется деятельность юридических лиц, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказание услуг по хранению сельскохозяйственной продукции – складов;
- конкретизируются требования к типовому публичному договору хранения;
- закрепляется перечень размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, касающихся функционирования национальной системы обращения складских свидетельств;
- вводится государственный контроль за соблюдением складами правил выпуска (выдачи) и погашения складских свидетельств, правил хранения сельскохозяйственной продукции, требований безопасности и требований к ведению количественно-качественного учета сельскохозяйственной продукции.
Предусмотрено взаимное признание государствами – членами Евразийского экономического союза складских свидетельств, выпущенных в соответствии с требованиями Соглашения.
По информации pravo.by