Интервью

Органам ЗАГСа исполняется 105 лет

У каждого человека складывается свой стереотип представления об управлении ЗАГС. Кто-то связывает ЗАГС со свадьбами, кто-то – с рождением, а кому-то приходилось сталкиваться с печальными актами в нашей деятельности. Одним словом, здесь сосредоточены «и жизнь и слезы и любовь». От рождения и до последней минуты жизнь человека связана с ЗАГСом.

Из истории…

После Октябрьской революции назрел вопрос, как быть: люди желают вступить в брак, рождаются дети. До революции этими вопросами занимались церкви. А как быть теперь? Поэтому 18 декабря 1917 года был подписан Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Так назывался первый Декрет Советской власти о семье, подписанный Председателем Совета Народных Комиссаров В.Ульяновым (Ленин). Этот декрет был опубликован в 37 номере газеты Временного Рабочего и Крестьянского правительства от 20.12.1917г.

В 1917 году был принят декрет об отделении церкви от государства, стала формироваться новая ведомственная структура государственного управления – отделы записи актов гражданского состояния. Декрет имел всего три раздела: о браке, о детях, о смерти. Каждый раздел имел комментарий по заполнению, ведению и выдаче документов. В разделе «Брак» имелась примечание, что церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся.

Общее руководство органами ЗАГС стал осуществлять Центральный отдел ЗАГС при НКВД РСФСР. Данным органом была разработана структура ведомственной и территориальной подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.

В июле 1934 г. органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру Народного комиссариата внутренних дел. Все сотрудники отделов ЗАГС приобретают милицейские чины, начальники отделов становятся лейтенантами. В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1937 г. руководство работой органов по Союзу ССР стал осуществлять Отдел актов гражданского состояния НКВД СССР.

В Западной части Беларуси, в том числе и в Воложинском районе, отделы загса стали действовать только после объединения Восточной части Беларуси с Западной в 1939 году.

До 1939 года регистрацию рождения, брака, смерти на территории Воложинского района проводили церкви, костелы и синагоги.

Велись метрические книги церквей и костёлов — это книги записей актов рождения и крещения, бракосочетания и смерти. Они заполнялись тем священником, который венчал, крестил и отпевал прихожан своего прихода. Состояла каждая книга из трёх частей, содержащих следующие сведения:

  • о рождении — дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения;
  • о браке — имя, фамилия, место жительства, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей;
  • о смерти — имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.
    Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй — оставался в церкви. Велись книги в церковных приходах до 1939 года. Записи актов гражданского состояния в синагогах велись по примерно таким же схемам (рождение, обряд обрезания, бракосочетание, смерть).

После Великой Отечественной войны требовалось коренным образом перестроить работу органов ЗАГС. В порядке улучшения работы отделов ЗАГС было внесено предложение торжественную регистрацию браков организовывать в хороших помещениях, ввести обязательное присутствие свидетелей со стороны обоих новобрачных, установить определенный срок на регистрацию брака (предположительно – 1 месяц), по месту работы предоставлять новобрачным отпуск на 2-3 дня для заключения брака.

25 октября 1956 г. органы ЗАГС были выведены из подчинения Министерства внутренних дел и переданы в ведение местных Советов народных депутатов.

7 июня 1957 г. Совет Министров РСФСР принимает постановление № 524 «Об организации руководства ЗАГС». Методическое руководство за работой органов ЗАГС, согласно указанному постановлению, было возложено на Министерство юстиции.

По состоянию на 1945 год на территории Воложинского района было образовано 29 сельских Советов и Ивенецкий поселковый Совет. В 50-60-х годах было образовано еще 4 сельских Совета. Позже некоторые сельсоветы были укрупнены, многие были ликвидированы.

В настоящее время в районе регистрацию актов гражданского состояния производят отдел ЗАГС, Ивенецкий посельисполком и семь сельисполкомов.

С 1944 года по 1969 год отдел ЗАГС находился в здании Воложинской районной милиции по адресу пл. Свободы, д.17.

В одном кабинете регистрировали все акты гражданского состояния. Отдельного помещения для регистрации брака не было.

В 1969 году было построено здание Воложинского райисполкома, по адресу г. Воложин, пл. Свободы, д.2, где отделу ЗАГС было выделено два кабинета. Отдельного помещения для проведения торжественных регистраций браков и рождений не было. Торжественные регистрации проводили в районном доме культуры, кинотеатре, клубе колхоза им. Ленина, здании горсовета.

В здании райисполкома с 1969-1985 годы находился
отдел ЗАГС.
Заключения брака 1971 год. Здание районного дома культуры.

В 1985 году отделу загса было выделено помещение на первом этаже административного здания Воложинского сельисполкома по адресу пл. Свободы, 21, которое состояло из рабочего кабинета, зала торжественных регистраций и холла для гостей.

Со временем работа отделов загса постоянно совершенствовалась, менялась их структура, усложнялись задачи. В настоящее время отделы загса выполняют 14 административных процедур по заявительному принципу «одно окно», ведут регистрацию установления отцовства, усыновления, перемену фамилии, собственного имени, отчества, расторжения брака, восстанавливают утраченные записи, вносят исправления в записи актов гражданского состояния, выдают повторные свидетельства, справки, работают с архивными документами, и многое другое. Самое главное в нашей работе — это общение и работа с людьми, которые обращаются к нам с самыми разными вопросами.

Основная обязанность отделов загс это — составление записей актов гражданского состояния, которые служат источником доказательств о происшедших обстоятельствах и имеют большое юридическое значение. Происхождение человека, его родовую фамилию, родственные отношения можно установить, только с помощью актовых записей, хранящихся в органах загса. Кроме юридического значения, записи актов гражданского состояния имеют и демографическое значение. Они служат основой учета движения населения, количественных и качественных изменений в процессах народонаселения, а также важным средством для демографического прогнозирования.

Большое количество документов выдается по церковным и костёльным архивам, которые имеются у нас на хранении. Записи в книгах велись на польском языке, некоторые на латыни. Работники отдела загс делают переводы этих документов и выдают по ним свидетельства о рождении, заключении брака и смерти, справки. Архивный фонд отдела ЗАГС по церквям и костелам составляет 123 книги. Из них часть передана на хранение в Национальный исторический архив Беларуси. Архивы сохранены по 15 церквям и 9 костелам.

В отделе ЗАГС работали и работают чуткие и доброжелательные люди, которые всем сердцем откликаются на радостные и печальные моменты жизни. Именно эти качества в данной профессии самые важные.

  Возглавляли отдел ЗАГС   и вносили большой вклад в развитие   культуры нашего народа, способствовали сохранению национальных традиций нашего края.

  Кулакова Вера Ульяновна с 1957 по 1963 годы
  Журкевич Ольга Ивановна с 1964 по 1983 годы
  Хадинская Бронислава Константиновна с 1984 по 1986 годы
  Зуёнок Тамара Михайловна с 1987 по 1990 годы
  Яныш Тамара Владимировна  с 1990 года по 2021 годы


Регистрация заключения брака по индивидуальному сценарию с использованием традиций и обрядов еврейского народа 2017 год. В отделе ЗАГС установлена хупа, неотъемлемая часть традиции еврейского народа.