Говорят: родственные души. Не часто мы можем похвастаться наличием в кругу своего общения такого явления по отношению к нам самим. Даже в одной семье этого может не случиться. А вот героиня нашей статьи без ложной скромности может считать себя счастливым человеком.
Жизнь прожить – не поле перейти. Порой она приберегает для каждого из нас такие неожиданные повороты, что буквально «заносит на виражах» и захватывает дыхание. Судьба преподносит истории, строки которых пишутся сердцем и душой, а география их бывает достаточно обширна. Одну из таких прекрасных человеческих повестей рассказала нам Галина Артишевская, проживающая в агрогородке Першаи:
– С самого детства я знала, что у меня есть старшая сестра. Моя мама была второй женой у отца. Дело в том, что мой отец, который был родом из Богданова, когда-то поехал на Целину, как и многие молодые люди того времени. Там он женился, и в браке родилась дочь Ирина. Но потом отношения не сложились, и он уехал, а семья осталась в Казахстане.
Вернувшись на белорусскую землю, он вновь женился, и родилась я. Это было через пять лет после появления на свет моей старшей сестры. А еще через три года мои родители развелись. Но мама мне постоянно рассказывала, что за много километров живет Ирочка.
Папина личная жизнь на этом не остановилась. Он создал третью семью в Воложине, в которой росли две дочери и один сын. Поэтому на сестер и братьев я, не скрою, богата.
В это время я, в силу сложившихся обстоятельств, а точнее, попав в одну больничную палату, познакомилась с сестрой от третьего брака, о которой только слышала, но личного контакта не имела, так как не общалась и с отцом, который умер, когда мне было 30 лет.
Люда рассказала мне о том, что нашего отца через передачу «Жди меня» разыскивала старшая дочь, то есть Ира. Когда раздался звонок с передачи, на вопрос об отце был ответ, что человека больше нет. Тогда корреспонденты оставили телефон старшей дочери для возможного контакта с ней. Люда записала контакт на коробке от таблеток, которую нечаянно потеряла. К тому, что Ира искала папу, она стремилась найти и меня, потому что ее мать тоже знала о моем существовании, и что меня зовут Галя. Но она не была в курсе его третьего брака.
Короче говоря, суть такова, что я уже знала о том, что Ира меня тоже хочет видеть. В тот период как раз создали соцсеть «Одноклассники». Я начала в поисковик задавать «Станкевич Ирина». Естественно, сеть показала миллион женщин с такими именами и фамилиями, при этом многие аккаунты были закрыты. С некоторыми я завязывала дружбу, но, рассмотрев фотографии, понимала, что это не те люди, и закрывала. Таким образом, несколько «Ирин Станкевич» у меня было в друзьях.
Восемь лет назад в июле мне позвонила Люда и сказала, что ее знакомые увидели вновь на сайте «Жди меня» информацию о поиске отца и меня моей сестрой. Вдобавок ко всему, там выставлена фотография папы. Она посоветовала зайти туда и самой поинтересоваться. Я так и сделала.
Действительно, фото было схоже с тем, которое осталось со свадьбы родителей, больше у меня не было. Да еще в «Працоўнай славе» было фото, выставленное на конкурс двойников. Я написала на сайте ответ, но мне ничего не пришло. А дело в том, что таких сайтов оказалось несколько. И вот на одном из них я все же нашла фотографию сестры, почитала, оставила свои данные, но в ответ была опять тишина.
Что-то подсказывало, что надо снова поискать в «Одноклассниках». Я-то теперь знала, как выглядит моя Ира. Открыла сайт и к своему удивлению обнаружила, что она у меня в «друзьях». Это была судьба. Получалось, что в январе мы подружились, а в июле все же нашлись таким вот образом.
И вот я написала ей конкретное сообщение (потому что на сто процентов была уверена, что это моя сестра), рассказала ей подробную информацию о себе, об отце, которого на тот момент уже не было в живых, о том, что есть третья семья, и там две сестры и брат. Она была встревожена, плакала и смеялась одновременно, но так же, как и я, была счастлива событию.
У нас общие темы, интересы, разговоры. Мы настолько сблизились, что нет никаких сомнений: мы родные сестры, а более того – родственные души.
Галина Артишевская
К концу лета мы первый раз увиделись в «Скайпе». Это не передать словами. Одно дело, когда переписываешься, другое – видео. Было очень волнительно: голос дрожал, руки тряслись, а глаза были полные слез, безусловно, на почве радостных эмоций.
Тонкий момент, который нам достался поровну и нас сближал, это то, что мы росли не с отцом и обе плохо его помнили. Ира, как и я, была педагогом и работала сначала в Казахстане. Но позже переехала в Новосибирск, что и вызывало у меня сомнения при поисках.
В России работы для нее по специальности не нашлось, с мужем она рассталась, а ребенка растить было нужно. И сестра моя устроилась проводницей на железную дорогу, поступив учиться заочно. Со временем, получив российское образование, она стала работать в администрации Новосибирской железной дороги.
Ира всегда хотела побывать в Беларуси, так как отсюда был родом отец. Когда мы уже нашлись, она принимает решение приехать на мой день рождения. И вот в ноябре 2016 года я поехала встречать свою старшую сестру из Новосибирска на железнодорожный вокзал города Минска.
Сложно описать то состояние, которое испытывали мы обе перед встречей. Но поезд прибыл, и на перрон сошла моя Ирочка. Мы обнялись, вроде бы и чужие, но в то же время самые родные на земле люди. Ожидания не обманули. До маршрутки на Воложин оставалось время. Мы зашли в кафе, сели напротив, смотрим друг на друга, плачем и не знаем, что говорить.
В мыслях много лет я мечтала найти свою Ирочку. Хотя действий не предпринимала никаких, потому что не представляла, каким образом я могу это осуществить. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Галина Артишевская
Приехали домой. Я собрала родню со стороны отца. И близкую, и далекую. За большим столом вновь воссоединились все: и те, кто общался друг с другом, и те, кто не был знаком между собой. В этот приезд мы побывали на могиле отца и наших дедов, объездили родственников: кого знали и кого не знали. В Богданове нас принимали очень тепло и радушно. Получается, что Ира всех нас сблизила между собой. Это был ее первый приезд.
С тех пор не было ни одних выходных, в которые бы мы не созванивались с сестрой. Среди недели можем написать друг другу или отправить голосовое сообщение. Ясно одно: мы всегда на связи, потому что дорожим тем, что обрели друг друга.
В следующий раз мы встретились в Москве, когда Ира была там проездом в Калининград. Целый день гуляли по городу, а вечером сели каждый в свой поезд.
Потом начался ковид, и на долгое время возможность встретиться исключалась от слова совсем. В этом году она прилетала в Беларусь во второй раз. Программу на неделю я спланировала заранее. Побывали мы с ней и в Несвиже, и в Мире. Съездили посмотрели наш Гродно. Погуляли по замкам, улицам, церквям и костелам. Затем отправились в Брест, заехав по дороге на озеро Свитязь, в Березовку на стекольный завод за сувенирами. Сняв квартиру, погуляли по городу, посетили Брестскую крепость. Везде я заказывала экскурсии или присоединялись к группам. Путешествие с понедельника по четверг было очень насыщенным и эмоциональным. Но самой сильной по ощущениям была поездка в мемориальный комплекс «Хатынь», где удержаться от слез невозможно. Это место произвело самое неизгладимое впечатление на мою гостью. Затем были на Кургане Славы и посетили знаковые места нашей столицы.
Сувениры и подарки российской стороне сформировали строго из белорусской продукции, как пищевой, так и легкой промышленности. Это и фабрика «Коммунарка», и «Свитанок».
Моя сестра и ее друг были в восторге от всего увиденного. Россияне оценили, насколько чистая и аккуратная наша страна, кругом красота и порядок, люди приветливые и гостеприимные. Безопасность и спокойствие, гарантированные гражданам, не оставили сомнений в благополучии нашего государства.
Друг Иры пообещал, что будет всем рекомендовать Беларусь в качестве страны для посещения. А Ира так и сказала своим друзьям: «В Хатынь свозите своих детей обязательно, чтобы они знали и понимали, что это такое, а будущие поколения не допустили повторения трагедии».
Такая вот история одной семьи, которая стала больше и сплоченнее, выходя далеко за пределы одной страны, объединяя в себе два народа. Важно отыскать родственника по крови, но еще важнее обрести для себя родственную душу. Говорят: большое видится на расстоянии. Удается не всем, а вот Галина Артишевская смогла. И тысячи километров – не препятствие для общения близких людей с разным гражданством в паспорте.
Екатерина КОРОЛЬ