Поговорим сегодня о Святом Николае – одном из самых знаменитых не только святых, но и вообще персонажей в истории. Попробуем найти историческую связь между святым и Дедом Морозом или Санта-Клаусом.
В католической церкви принято отмечать День Святого Николая 6 декабря, в традиции православной – 19 декабря. Многие знают историю превращения христианского Святого Николая Угодника в розовощекого Санта-Клауса с одной стороны и в русского Дедушку Мороза с другой стороны. Есть много вопросов и загадок в этом волшебном превращении.
Для начала попробуем разобраться, как развивалась биография Николая при жизни и после. Родился он на территории Римской империи в городе Патари, сегодня это территория Турции. Родители были достаточно состоятельными христианами. В возрасте 11 лет оставшись сиротой, Николай раздает все наследство беднякам. В таком юном возрасте формируется его образ как дарителя и проявляется большая религиозность. Дальше совсем юный Николай становится священником. Существует несколько свидетельств о совершенных чудесах еще при жизни Николая.
Вот несколько из них.
Знаменитая история помощи трем девицам рассказывает о том, что молодой священник Николай узнает о бедственном положении семьи с тремя девушками-невестами. Жизнь девушек могла сложиться не лучшим образом. Но святой собрал деньги и тайно ночью бросил в окошко несчастных. И так с его помощью девушки смогли достойно выйти замуж. Так же есть версия, что девушки вывешивали постиранные чулки и утром в них находили деньги. Другой вариант помощи – золото в мешочках, которые попадали в дом через дымоход.
Следующая история говорит о том, как Николай отправился в паломничество на святую землю. При возвращении домой корабль попадает в сильный шторм. И только после молитвы Николая всем удается спастись. С тех пор принято говорить среди моряков: «Пусть Никола рулит». Для скандинавских викингов, для крестоносцев и для русских моряков, для сербских рыбаков закрепилось представление о том, что Святой Никола помогает морякам и путешественникам.
Вернемся к биографии Николая, который еще совсем молодым становится епископом. На этот период его жизни пришлись гонения на христиан. Святой Николай не избежал участи узника-мученика и только при правлении нового императора был освобожден. Отсюда считается, что Николай является покровителем невинно осужденных узников.
Следующая история рассказывает о наступлении голода в Мире. Николай как епископ обязан был заботиться о своих верующих. Корабль с хлебом, который из Египта направлялся в Константинополь, прибивает к берегам Миры. Николай после долгих уговоров капитана получает часть хлеба для жителей Миры. Чудо в этой истории в том, что в Константинополь корабль привез весь хлеб, как будто Николай ничего не оставил для города.
Следующее чудо в истории святого это то, что в округе Миры происходило восстание, и были приведены войска для наведения порядка. Николай убедил троих военачальников не применять силу. Еще одна история о невинно осужденных, которых должны были казнить, закончилась чудом. Николай успел в последний момент оттолкнуть меч палача и доказал их невиновность.
Популярность Николая была великой настолько, что к его мнению прислушивались правители. С веками уважение и любовь к святому преумножалась. Многие чудеса Николай совершал и после смерти. Его могила в Мире стала объектом поклонения. В ходе истории и возникновения европейских государств множественно строятся церкви в честь Святого Николая. В ХI веке часть мощей была украдена и перемещена в г. Бари. Крестоносцы в свою очередь сделают популярным Николая по всей Европе. Часть мощей попадают в Венецию. Всем хотелось иметь мощи Николая в своей стране и чувствовать его покровительство. Во Франции, например, есть место (собор), где хранится палец святого. Многие бывшие узники приходили туда благодарить его от избавления из плена или тюрьмы.
В Сербии есть легенда, что когда все святые собрались на пир и передавали чашу с напитками, Николай уснул. Святой Илья стал стыдить Николая за пролитое пиво, а Николай ответил, что погода была очень бурная, и пришлось спасать 300 кораблей – вот и устал.
Итак, что мы имеем: Николай покровительствует морякам, путешественникам, детям, беднякам, невинно осужденным, молодоженам (из легенды о спасенных трех девицах). О покровительстве детям говорится в истории о защите трех мальчиков. Ребята шли на учебу, попали к злодею, который их убил. Николай воскресил детей и стал оберегать. Так постепенно он становился покровителем все большего и большего количества людей.
И вот как-то все эти истории и легенды скрестились. В День Святого Николая в Европе стали дарить подарки. Монахини раздавали помощь и еду бедным. В школах и университетах стали отмечать День святого, так как он спас троих школьников.
В России Никола Зимний и Вешний (в мае) связаны с покровительством и защитой юношей, молодежи. Было принято на Николу Вешнего есть яичницу, мясо и пить много пива. В таких странах, как Беларусь, Россия, Сербия, Никола представлялся веселым пьяницей. Никола стал народным святым. Конечно, такой образ не совсем сочетается с образом Епископа Маврикийского.
Про Николу рассказывали странные истории в Беларуси. Например, как Никола вместе с Петром отправились покупать коней, пропили деньги и украли два табуна. Иногда его называют «пивным святым». Невероятные легенды звучат и о том, что Бог и святые побили Николу и сказали, что в твой день на земле будут выпивать и драться. Не оттуда ли идет традиция бурного отмечания Нового года!
В восточной Европе он считается владыкой зверей. На Николу Зимнего именно он принимает решение, на кого из людей и домашних животных нападут волки. Покровитель стихии, холода, ветра, снега. Поэтому и белая борода. Говорят, на Николу Зимнего снег – это он тряхнул бородой. Для славян Никола – главный святой. Он всех святых ведет за собой. Является одним звеном ипостаси троицы. Христос, Дева Мария, Николай Угодник часто изображаются рядом – втроем. В народном представлении славян образа Николая с подарками для детей никогда не существовало, в отличие от Европы.
Что же произошло дальше. Постепенно традиция прихода святого сдвинулась к новогодним праздникам. Он стал приносить подарки хорошим детям, а плохим дарить розги. Или приходил злой помощник Николая и в мешке уносил плохих детей. Во многих странах стали Николая называть отцом Рождества.
Главный рывок, когда Николай начнет превращаться в Санта-Клауса, произойдет в Америке в начале XIX века. В те времена новогодние гулянья были вроде наших калядок, когда ходили толпы гуляк по домам и требовали угощения и выпивки.
Были люди образованные и состоятельные, которые осознанно стали вводить традицию почитания святого. Джон Пинтерт, например, богатый торговец, живший в Нью-Йорке, на торжественном обеде раздавал брошюры, в которых рассказывал о Святом Николае и предлагал считать его покровителем Нью-Йорка. Уверял, что именно он поможет развитию общества. Клемент Кларк Мур посвящает Святому Николаю стихотворение. Именно в нем образ дарителя ночных подарков для детей плотно привязался к Николаю. Текст примерно о том, что вечером слышится шум и на санях, запряженных оленями, едет Святой Ник и везет подарки. Он веселый, толстенький, румяненький. Стихотворение стало невероятно популярным, его читали и пели.
Решающую роль в формировании образа Санты сыграл художник Томас Наст. В течение 30 лет рисовались разные образы, а именно кокакольного (для рекламы «Кока-колы») Санту нарисовал другой художник Хэддон Хаббара Сандолом. «Кока-кола» шествует по миру и образ Санты распространился быстро. Таким образом какое-то общее представление о внешнем виде Санты завершилось.
Что касается России, никакого Санты у нас не было никогда, но были Морозко, Никола Зимний, Мороз Иваныч из сказки Владимира Одоевского, Мороз Красный Нос – Некрасова. Наш Мороз – это воплощение сил природы, леса, зимы. Он покровитель зимней стихии и всех зверей леса. Постепенно также начинает занимать место волшебника для детей. У нас получился Дед Мороз традиционно в сине-белом одеянии и всегда с внучкой-помощницей Снегурочкой. Островская Снегурка прекрасно прижилась как образ внучки Мороза.
В современном мире и западная, и российская традиции смешались. Но самое главное, что общие корни истории самого волшебного дедушки идут от Святого Николая, который совершал и совершает чудеса. Николушку почитают и чтут во всем мире.
В 1897 году газета «САН», выходившая в Нью Йорке, получила письмо от 8-летней девочки Вирджинии. Она спросила папу, существует ли Санта-Клаус, ведь многие из ее друзей не верят в его существование. Папа сказал: «А ты напиши в газету «САН», пусть ответят».
Задание ответить получил журналист по имени Френсис Черч, который славился своим цинизмом и неприятием суеверий. Он долго отказывался, но ответил. Существует знаменитый оригинал письма, который передается в семье Вирджинии по наследству.
Итак, немного из письма:
«Дорогая Вирджиния, твои друзья не правы. Они верят только в то, что видят своими глазами. Да, Вирджиния, Санта-Клаус существует! Он существует точно так же, как существует любовь, благородство, преданность. Никто не видел Санту, но это не значит, что его нет. Самые реальные вещи в мире – это те, которые не могут видеть ни дети, ни взрослые. Только вера, мечта, поэзия, романтика могут отодвинуть занавес, скрывающий от нас прекрасную красоту. Реальна ли она, да, Вирджиния, в нашем мире нет ничего более реального. Пройдут тысячи лет и он – Санта-Клаус по-прежнему будет радовать сердца детей и взрослых».
Подготовила
Инна ДАЛИДОВИЧ