В Раковской детской школе искусств занимаются 150 учащихся. Для сельской местности это довольно много. До 1999 года это был Ивенецкий филиал.
Образовательный процесс идет по двум направлениям: художественное и музыкальное. После пяти или семи лет обучения, в зависимости от выбранного направления, дети получают свидетельства об окончании и могут поступать на выбранные специальности. Популярными направлениями являются фортепиано и хоровое отделение. Есть баян, аккордеон, гитара, цимбалы. В этом году очень хорошо развивается скрипка. Саксофон тоже дети осваивают. Это бюджетное обучение.
Кроме того, осуществляется внебюджетная деятельность. И здесь достаточное количество желающих родителей (от тридцати до пятидесяти периодически) заключить договоры на получение платных образовательных услуг для своих детей. Как правило, это дошкольники, с которыми осуществляется кружковая (индивидуальная или групповая) деятельность.
Раков – достаточно своеобразное место, интересное для людей как с исторической точки зрения, так и как место для проживания. От Минска недалеко, лес, свежий воздух. По этой причине в свое время в школе искусств преподавали порядка 80% педагогов из столицы. Многие со временем строили здесь дома и переезжали на постоянное место жительства. Сегодня уже и многие выпускники заведения из числа местных жителей вернулись и работают в школе искусств.
Почему люди отсюда не уходят? Почему нет так называемой текучки?
— Все очень просто. Сельские дети спокойнее и добрее. А еще очень благодарные, потому что не избалованы излишествами столичной обстановки. Да и родители уважительнее относятся к наставникам. Обстановка в учреждении довольно комфортная и весьма творческая. В школе есть коллективы, которые ездят выступать вплоть до столичной филармонии, так как там есть хоровые объединения, продвигающие талантливых детей и подростков по пути творческого роста. А это очень важно.
Дети должны выступать не только перед родителями и друг другом, но и видеть уровень других коллективов. В школе нет скрупулезного отбора. Принимают всех желающих. Классы небольшие и по большому счету их количество не удовлетворяет потребностей заведения. В перспективе рассматривается возможность ремонта здания кинотеатра и предоставления его в распоряжение школы искусств. Было бы неплохо. Художественное отделение с удовольствием разместилось бы в новых стенах.
Директор детской школы искусств минчанка Екатерина Дворецкая с большой любовью и трепетом руководит вверенным ей заведением два года. О Раковском сельсовете отзывается теплыми словами:
– Это место полюбила еще с тех времен, когда отрабатывала по распределению в 2003 году. Затем, не переезжая из Минска, вернулась сюда в 2014-м. Раков – сакральное для меня место. И душевная доброта людей подкупает. Кто-то живет за городом, а на работу едет в столичный офис. Я же приезжаю сюда свежим воздухом подышать и зарядиться положительными эмоциями.
Коллектив относительно молодой, в возрасте 25-45 лет, сплоченный и дружный. Дети очень отзывчивые, никогда не отказываются в чем-то поучаствовать, куда-то съездить.
Пройдя по школе, понимаешь, что это отдельный мир, в котором все разложено по полочкам, своя система взаимодействий, свой уклад. В каждом классе царит своя обстановка. Там, где рисуют, – сосредоточенность и вдумчивость. Где играют – сконцентрированность на музыкальных приемах. В классе по сольфеджио на доске с помощью современных технических средств высвечивается нотный стан с готовым заданием. И полное взаимопонимание между учителем и учеником.
Только так школа искусств становится тем местом, куда приходят часто из любопытства, а уходят, наполненные иным смыслом. Возможно – надолго, порой – навсегда.