Калейдоскоп

Приходской патриарх с небесными глазами

Рождество – особое время, когда мы вспоминаем о рождении младенца Иисуса Христа, Спасителя мира. В такие дни хочется читать истории, повествующие о чудесной Божьей любви. Мы будем публиковать для вас невыдуманные рассказы о жизни с Богом и исцелении сначала души, а затем и тела.

Наш собственный приходской патриарх – так называли прихожане церкви равноапостольных Константина и Елены в Воложине Ивана Бородако из деревни Журавцы. Псевдоним ему этот дали неслучайно. Иван Нестерович, с виду скромный, опрятный и добрый дедушка, приходил на церковную службу всегда. Для него не было причины, чтобы не идти, не было и плохой погоды, которая бы заставила его остаться дома в воскресный день.

– Иван Нестерович приходил раньше всех. Когда был помоложе, в 86 лет, приезжал на мопеде, стал постарше – добирался на велосипеде, а затем и вовсе пешком. Прихожане церкви, узнав об этом, стали предлагать подвезти скромного дедушку на машине. Но на литургию в воложинскую церковь он добирался всегда сам, – рассказывает настоятель церкви Святых Равноапостольных Константина и Елены Дмитрий Огиевич.

– Мы восхищались жизнью этого маленького худенького человека с небесно-голубыми ясными глазами. Он посещал наш храм в любое время года, пройдя пешком 10 километров из деревни Журавцы. Наш дедушка, как любовно мы его называли, простаивал при этом все Богослужение и только пару лет назад в 97-летнем возрасте стал присаживаться иногда на скамеечку. Не пропускал службы он и во время коронавируса. Он был как наш талисман благополучия. Войдя в храм, мы высматривали, пришел ли дедушка. Увидев его, радовались – значит все будет хорошо. Пару лет назад Иван Нестерович пришел на праздник Крещения Господня с ручной тележкой, в которой стояла канистра. После службы, набрав крещенской воды, он отправился в обратный путь пешком и привез святую агиасму жителям своей деревни. В 97 лет пешком идти 10 километров со святой водичкой для тех, кто сильней и моложе его… От помощи он отказывался. И только в последний год его начали подвозить домой из храма, – вспоминает прихожанка церкви Анна Косик.

19 мая наступившего года Ивану Нестеровичу исполнилось бы 100 лет. Много нелегких испытаний выпало на его жизнь. В годы Великой Отечественной войны был узником концлагеря, в мирной жизни похоронил жену и двоих сыновей. Но не упал духом, а еще больше приблизился к Господу.

До последних дней присматривал за домом и домашним хозяйством. Был у Ивана Нестеровича верный друг – конь, который при встрече с хозяином, приветствуя, ложил ему голову на плечо.
20 декабря Ивана Бородако не стало. Последние месяцы своей жизни он провел у невестки в агрогородке Саковщина. Но отпевать его привезли в церковь, которую любил всей душой.

– В день отпевания в обед рассеялась мгла и выглянуло солнце, – говорит Анна Ивановна, – как будто Господь, встречая праведника, открыл небесные врата, и из них полился свет. Несомненно, что этот простой деревенский житель стяжал любовь к Господу и ближнему, и, пройдя долгий нелегкий жизненный путь, он стал для нас образцом совершенства, к которому нужно стремиться. Мы верим, что Господь примет его в обители блаженные, где он будет предстателем за нас грешных и нерадивых.

От редакции: Порою кажется, что мы много живем в сослагательном наклонении: «Если у нас было бы, то …» или «Если бы нам дали, то мы бы…» Сплошная частица «бы». У Ивана Нестеровича еженедельно была тысяча причин не идти в церковь: возраст, здоровье, расстояние, плохая погода и многое другое. Но огромная любовь к Богу и безусловное доверие Его промыслу стали главным поводом быть всегда на литургии.

Наталья НЕМКЕВИЧ