Интервью

Незабытое древнее ремесло

Как мастер из Воложина возрождает славянскую писанку

Благодаря народным мастерам, традиции наших предков возрождаются. Нам выпала уникальная возможность познакомиться с человеком, который занимается древним народным видом ремесла – славянской писанкой. Инна Далидович познакомилась с ним недавно, но интерес сразу же перерос в увлекательное хобби. Обо всех тонкостях она рассказала нам.

– Инна, как Вы познакомились с ремеслом?

– В детском саду, в котором я работала, для сотрудников организовали мастер-класс по созданию писанки. Честно, даже не представляла, что это такое, но интуитивно почувствовала, что мне нужно там быть. Тем более рисовать любила всегда. Занятие пролетело на одном дыхании, мастер заметил мои способности и интерес к ремеслу и пригласил к себе на обучение.

Конечно, сразу было немного страшно, потому что не понимала тонкостей ремесла. Но желание довести мастерство до идеала развеяло все страхи.

Писанки делали на любые события в жизни человека

– Расскажите подробнее, что такое славянская писанка?

– Славянская писанка – это древняя обережная роспись пчелиным воском на скорлупе живого (сырого) яйца. В старину они создавались в течение всего года к знаменательным событиям в жизни человека. Превращать обычное куриное яйцо в волшебное молодильное яблочко – писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого дела ей, кроме яиц, нужны были новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски и писачек. Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел право даже прикасаться. Многие, видя писанку, принимают ее либо за деревянное расписное яйцо, либо за крашенку к Пасхе. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и восковой способ нанесения узоров, и видимое движения в рисунке. В современном мире ее можно сравнить с нейрографикой.

Инструменты для написания – это писачек, воск и свеча

– Какая роль отводилась писанкам?

– В прежние времена они сопровождали человека от рождения до смерти. Яйца, расписанные в соответствии со строгими канонами, держали в доме как оберег, клали в колыбель к младенцу, вручали молодоженам на свадьбу. Девушки дарили писанки парням как знаки внимания, матери – детям. Люди верили, что писанка придавала силу плодородия всему, что рождает новое: земле, человеку, животным и растениям. Кроме того, существовали и целительские писанки, защищавшие от болезней, сглаза и порчи.

– Имеют ли значение узоры, которые наносятся на яйцо?

– Писанка – символ мира, его устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. И все это находит отражение в ее узорах. Перед работой яйцо условно делится на три части. Верхняя символизирует мир Бога и потомков; средняя часть – это настоящий мир, тот в котором живет человек сейчас; нижняя – мир предков. В зависимости от намерения, мастер выбирает цвета, которыми будет рисовать, и символы. Белый цвет ассоциируется с цветом чистоты, желтый – с цветом солнца, зерна, урожая, достатка, мудрости и знания. Красный цвет – это цвет огня, жизни, любви и радости. Зеленый – цвет здоровья, весны и пробуждения. Именно поэтому целительные писанки на здоровье пишутся зеленым цветом. Черного цвета не стоит пугаться, потому что символизирует он землю и ассоциируется с такими понятиями, как основа и устойчивость. Среди символов геометрические фигуры также имеют значение. Например, ромб – это женский обережный символ, круг ассоциируется с материнством, треугольник обозначает триединство мира. Поскольку древний человек жил в полном согласии с природой, то животные, птицы и насекомые были символами, которые наносились на писанки. Чтобы защитить семью от невзгод и сделать ее целостной, рисовались пчелки, как защитницы улья. Пчела ассоциируется и с продуктивностью. Поэтому, когда хотелось, чтобы работа приносила плоды, писанки украшались ими. На ускорение каких-то событий наносили символы, связанные с вращением, мельницы или коловраты.

– Инна, какие приспособления нужны, чтобы писать, и где в нашем городе можно попасть на Ваши занятия?

– Нужны специальный воск или вощина, писачек, пищевые краски и пара свечей. Попасть ко мне на занятия можно в инклюзивном образовательном центре «Диалог». Приходите и попробуйте себя в роли мастера древнего вида народного искусства.

– Можно ли на первом занятии научиться писать?

– Уже на первом занятии результат вас удивит. В написании нет ничего сложного, даже новички справятся с этим ремеслом. Если в процессе написания что-то не получается, не нужно расстраиваться. Лучше обратить на это внимание. Я уже говорила, что в писанке каждый узор символичен, и если он не получается – значит, есть какой-то внутренний конфликт в человеке, который не может пока разрешиться. Он находит отражение в написании. Это как подсказка.

– Что больше всего подкупило Вас в увлечении?

– Возможность погрузиться в свой внутренний мир и разобраться со своими мыслями. Первая моя писанка писалась на протяжении трех часов, это время пролетело незаметно. А после завершения я почувствовала, что ушла тревога, и очень комфортно было в этом состоянии. Понравилось рисовать мелкие узоры и удивило, что без специальных измерительных приспособлений получаются симметричные узоры. Позже, когда стала изучать символичность рисунков, по-настоящему прониклась.

– Как Вы думаете, можно ли вернуть писанке актуальность в наше время?

– Уверена, что можно. Во-первых, это интересный подарок, когда отправляешься в гости или на свадьбу. Расписанная и украшенная писанка станет прекрасным сувениром. Во-вторых, у современной женщины много задач, с которыми она должна справляться, и совсем нет времени на сесть и подумать. Во время написания она может замедлиться, успокоить свои мысли и снять тревогу. Думаю, что для многих это очень актуально.

Эта традиция насчитывает уже около 8 тысяч лет. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Но традиция прошла все трудности и смогла выжить. На рубеже XIX-XX веков были по крупицам собраны уникальные коллекции народных писанок.

Беседовала Наталья НЕМКЕВИЧ,
фото автора