Отделение тенниса детской юношеской спортивной школы на слуху у воложинцев. В основном из-за выдающихся результатов теннисистов. В нашей новостной ленте часто упоминаются их победы в районных, областных и республиканских соревнованиях. За успехом всегда стоит работа тренера.
О своем призвании рассказал тренер детской юношеской спортивной школы
Мы хотим вас познакомить с одним из лучших преподавателей школы Дмитрием Поздняковым, в которой он работает уже 9 лет. Дмитрий Викторович в интервью с нами рассказал о своей спортивной и тренерской жизни, об учениках и о том, почему никогда не думал уйти из настольного тенниса.
– С чего начался Ваш спортивный путь?
– Наверное, как и у всех детей, со школьного спортивного кружка. Я рос в 90-е годы, когда мои сверстники во дворе гоняли мяч или сами делали импровизированную спортивную площадку и на ней играли в подвижные игры. Мне тоже хотелось чем-то заниматься. В 14 лет узнал, что у нас есть кружок по настольному теннису, в него и записался. Конечно, в то время не было такой спортивной базы, как есть у современных детей. Столы были обычные из фанеры, ракетки такие же. Но, тем не менее, никого эти обстоятельства не отталкивали от занятий, потому что главнее всего была и остается игра и интерес к ней.
Я ходил в кружок с большим интересом, дома иногда играл с папой, хотя семья моя никогда не была спортивной. Дома были ракетки. Мы раскладывали с ним обычный стол, ставили книги, между ними натягивали сетку и отбивали мяч. Конечно, играл я тогда на любительском уровне, без знания какой-либо техники, умел отбивать и подставлять мяч, но это не мешало команде нашей школы, в которую входил я, занимать призовые места всегда. Областных и республиканских соревнований в то время не было, проводились только районные один раз в год. Для меня они были, как республиканские. Настоящее событие! Мы ждали их с нетерпением и набирались опыта в игре с сильными соперниками, оттачивали мастерство.
Тогда я играл, потому что был интерес. Не ставил себе цели пойти в спортивную карьеру. Поэтому после окончания школы прислушался к мнению родителей и поступил в медицинский колледж. Окончив, распределился в Воложинскую поликлинику фельдшером. Теперь думаю, что это было неслучайно. Забегая вперед, скажу, что здесь познакомился с Дмитрием Ожерельевым, который в перспективе и пригласил меня на тренерскую работу. Отработав по распределению в Воложине и еще год в Молодечно, окончательно убедился, что медицина не моя сфера, и поступил в Полоцкий государственный университет, получил специальность преподавателя по физической культуре. Во время обучения поинтересовался, где смогу работать в моем родном городе. Мне предложили вести физкультуру в детском саду. А хотелось большего – тренировать детей и воспитывать из них чемпионов. Тут я и вспомнил про Дмитрия Васильевича. Как раз в ДЮСШ открывалось отделение по настольному теннису и набирали состав тренеров-преподавателей. Я согласился, работаю здесь до сих пор и несказанно этому рад!
– Легко ли было перейти из одной профессии в другую?
– Поменять специальность и перейти из медицины в спорт было очень тяжело. Всему приходилось учиться заново. Сталкивался и с трудностями, но учился их преодолевать. Когда начал работать, опыта тренерского не было совсем. Только через опыт получал новые знания. Все, чем я владею сейчас, мои умения и навыки в теннисе, развил, работая в Воложинской детской юношеской спортивной школе. Немалую роль в моей подготовке и как игрока, и как тренера сыграл Дмитрий Ожерельев, который уже был кандидатом в мастера спорта, когда я приехал сюда работать. Он многому меня научил и подсказал, за что ему благодарен.
Приехав сюда, я увидел, что игроки владеют специальными техниками и тактиками в настольном теннисе, встретил сильных спортсменов, которых не было в Молодечно, и снова стал учиться. Придумал план собственного развития и как игрока, и как тренера. Сам стал много тренироваться, участвовать в соревнованиях разного уровня, завоевывать кубки и медали, находил подход к детям, чтобы из них растить чемпионов. Этого плана я придерживаюсь до сих пор, никогда не останавливаюсь на достигнутом и все время повышаю уровень своей квалификации. Сейчас получаю высшее дополнительное образование тренера по настольному теннису в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусского государственного университета физической культуры.
– Когда Вы поняли, что из игрока готовы перейти в тренерскую работу?
– В 2016 году увидел, что как у спортсмена у меня нет перспективы, потому что начал заниматься теннисом не с раннего детства. Поэтому решил готовить учеников, которые могли бы выполнить мои задачи как тренера. С тех пор мечтаю, чтобы мои ученики принимали участие в Олимпийских играх. Для меня это будет основное счастье.
– О каких результатах Ваших учеников можете рассказать нам?
– Воложинский район всегда занимает призовые места в области. Буквально две недели назад мы участвовали в первенстве Минской области в Узде среди детей 2013 года рождения. Девочки-теннисистки заняли первое место, мальчики – третье. Абсолютной чемпионкой стала Анастасия Ланько, которая одержала четыре победы: выиграла парные соревнования, личные, командные и смешанные.
В открытом первенстве Гродненской ОСДЮШОР им. А. Н. Сапеги призовые места были у наших воспитанниц Насти Ланько и Юлии Карабан. В Гомеле на первенстве Республики Беларусь среди детей, родившихся в 2013 году, наша команда заняла 4-е место. Нам буквально не хватило одной победы. Настя Ланько показала там очень хороший результат – выиграла соперников, которые были гораздо сильнее ее. И потерпела всего лишь одно поражение. Поэтому есть шанс в следующем году добраться до призов в этой возрастной категории. 2 и 3 туры соревнований пройдут в феврале-марте 2024 года, и у нас есть время потренироваться, чтобы завоевать победу.
Также среди наших учеников есть призеры Республики Беларусь. В 2022 году в летней спартакиаде школьников Алина Бункевич и Нина Малиновская заняли третье место в парном разряде. В республиканских соревнованиях «Турнир сильнейших игроков» Алексей Самец из Ракова занял третье место, в области он стал четырехкратным победителем. Во время игр его способности заметили минские тренеры, и мы его передали в СДЮШОР.
Хочется отметить и Диану Лихторович из Ракова, которая неоднократно выигрывала в областных соревнованиях по настольному теннису. Результаты наших спортсменов говорят о том, что даже в маленьких городах есть возможность тренироваться, развивать спортивный талант и становиться чемпионами.
– Насколько важно детям участвовать в соревнованиях?
– Дети с раннего возраста должны участвовать в соревнованиях, чтобы играть и не смущаться, привыкать к большим залам. Они должны конкурировать, чтобы повышать спортивное мастерство, проверять свои силы. Чем раньше они начнут это делать, тем быстрее получат результат. Поэтому в Воложине мы почти каждые выходные устраиваем турниры для младших и старших детей. К нам приезжают команды из Сморгони, Вилейки, Барановичей, Узды, Борисова, Дзержинска.
– Каких званий можно достичь, занимаясь настольным теннисом в школьном возрасте?
– В настольном теннисе сначала можно получить юношеский и взрослый разряд. Чтобы получить юношеский, нужно выиграть у 10 человек без разряда. Второй взрослый присваивается, если в течение года ребенок победил 8 спортсменов с первым юношеским разрядом и 8 со вторым взрослым разрядом. С присвоением второго взрослого разряда заводится классификационная книжка спортсмена. Для него мы закупаем инвентарь. На сегодняшний день среди наших учеников есть кандидаты в мастера спорта – Нина Малиновская и Анастасия Патоцкая, у Дианы Лихторович звание мастера спорта.
– Многим кажется, что настольный теннис слишком легкий вид спорта. Вы разделяете это мнение?
– На первый взгляд кажется, нет ничего сложного в том, чтобы отбивать мяч. Но это сложная игра, для которой нужна хорошая физическая подготовка, слаженная координация движений и реакция. Есть технически сложные движения, которые необходимо разучивать.
– На Ваш взгляд, в чем секрет достойных результатов?
– В спортивных успехах есть три важные составляющие: желание ребенка, умение тренера найти и раскрыть потенциал, способности, настойчивость и участие родителей. Дети сами не справляются с эмоциями. Порою один проигрыш может демотивировать и отбить желание заниматься теннисом. В критические моменты, когда что-то не получается, только мама и папа могут направить и выстроить диалог так, чтобы ребенок продолжил заниматься. Они могут организовать режим дня, чтобы тренировки стали частью образа жизни, и где-то даже заставить или настоять на посещении занятий. Ведь ДЮСШ – это в первую очередь школа, и в ней надо учиться так же, как и в обычной, только спортивному мастерству.
Занятия теннисом способствуют умственному развитию и ловкости. Ребенок взрослеет быстрее и укрепляет свое тело, развивает скорость мышления, логику, самоконтроль и силу воли, формирует характер.
Наталья НЕМКЕВИЧ,
фото автора