Отмечая профессиональный праздник белорусских следователей и годовщину со дня образования ведомства, полезно поговорить об истории данной структуры, уходящую своими корнями далеко в прошлое. А еще о людях «благородной профессии», посвятивших свою жизнь борьбе за наше спокойное существование.
12 сентября 2011 года Глава государства Александр Лукашенко подписал Указ № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь». Структура, которая приступила к работе
1 января 2012 года, была создана в рамках реформирования правоохранительной системы, чтобы улучшить качество, оперативность и эффективность предварительного следствия.
Сегодняшний день диктует свои требования и порядки. Без малого 14 лет работники районных отделов Следственного комитета напряженно трудятся, не жалея сил, не считаясь с личным временем. А все потому, что преданы своему делу, ведь профессию выбирали по зову сердца и души и шли к своей цели по призванию.
О заслуженных ветеранах следственных органов, кто закладывал прочный фундамент современного ведения дел, хочется сказать с «большой буквы», ведь звезды на их погонах – это не просто очередное звание по выслуге лет.
Подполковник в отставке Василий Виршич не первый год живет гражданской жизнью, трудится в одном из образовательных районных учреждений. Накануне профессионального праздника поделился своими воспоминаниями с корреспондентом газеты о «днях былых»:

– Отслужив армию в специализированной части милиции в Риге, в систему работать не пошел, определил себя на производство. Но судьба сложилась по-своему. И вот в родном районе устроился участковым инспектором.
Вообще я родился в Воложине. Когда в семье появился мой брат, мама с папой переехали в деревню Сябрино, где все наше детство прошло в лесу на природе. С малых лет мы различали ядовитые и съедобные грибы, ягоды, знали повадки зверей. Часами заслушивались удивительными историями охотников, которые приезжали к отцу в сезон. Зато когда пришел в первый класс, и учительница показала карандаш, толком и не знал, что это такое.
Что касается милиции, то в то время, когда меня уже приняли на службу участковым, руководителем был Валентин Иванович Лапо, а дознанием командовал Анатолий Зенонович Стаселович. И вот вызывают они меня в один прекрасный день и говорят: «Сутки тебе на раздумье: или остаешься участковым, или переходишь в дознаватели».
И вот я оказался в дознании. Скажу так: работа с людьми никогда не была легкой. А тут каждый день специфический народ. Работа нравилась. Дела, в принципе, все интересные. Суть деятельности – собрать доказательства вины человека. И здесь как-то относиться предвзято не получится, потому что если следователь некачественно провел работу, не принял меры к полному всестороннему расследованию дела, то его фактически нельзя направлять в суд. То есть дело надо так расследовать, чтобы те доказательства, которые мы добыли, были неопровержимыми. Порой задача с множеством неизвестных.
Такая специфика работы. Критерии успешности, на мой взгляд, это усидчивость, работоспособность и знание нормативной базы.
Без этого никак.
Василий Виршич
Когда образовался Следственный комитет, на должность начальника РОСК согласовали Виталия Юревича, который пришел из прокуратуры, а я стал его заместителем. Отдельного здания у нас не было, а служба размещалась в РОВД по кабинетам. Хочу сказать, что специфику мы поняли сразу, потому что, образно говоря, легче чего-то не делать, чем делать все. Уменьшилось количество выездов, материалов. Мы разгрузились от разных задач, которые были в системе РОВД. Это и охрана общественного порядка, и рейды. Это дало возможность больше времени уделять тому, что надо было делать непосредственно.
Сейчас, когда все за плечами, вспоминая свою работу, разные ситуации переосмысливаешь и точно понимаешь одно. Независимо от человека, с кем ты сталкивался, его социального статуса, в отношении кого ты расследовал дело, то есть был он судимый сто раз или один, если тактично относиться, правильно и корректно выполнять свой функционал, человек понесет адекватное наказание. При этом он осознает, что он должен его понести. По сегодняшний день люди здороваются, узнают. Иногда и знать человека не знаешь, а он говорит: «Здравствуйте, Василий Васильевич. Наверное, не узнаете меня».
Не зря говорят, что после увольнения в запас трудно «приземлиться». Постоянно ощущаешь себя в строгих рамках. Ведь твой авторитет всю жизнь строится на личном поведении.
Василий Виршич
И еще хочу добавить, что некоторые моменты обязательно всплывают хоть через 5-10 лет, даже во сне. Иногда утром просыпаешься, и тебе кажется, что надо срочно дела представить. Потом опомнишься и вспоминаешь, что ты уже на пенсии.
Время не стоит на месте. Меняются поколения. Приходят молодые, образованные. Но при этом не надо стесняться идти к старшему товарищу за советом. Мы все служили на равных по приказу. Не важно, сержант или подполковник. Коллектив и работу вспоминаю только добрым словом. А еще огромное спасибо первому начальнику Виталию Юревичу, благодаря которому у РОСК есть такое современное здание с множеством помещений для работы. Приятно осознавать, что молодые, которые со мной начинали, окрепли и уверенно стоят на ногах, например заместитель начальника районного отдела Юлия Селятыцкая.
Себя считаю счастливым человеком. Как говорят в народе, дом построил, двух сыновей вырастил, сад посадил. Радуюсь четырем внукам. В людях ценю порядочность. Своим коллегам хочу пожелать терпения, здоровья, мирного неба, осознания, что любая работа должна выполняться качественно и четко. И если взялся служить, то надо служить честно и до конца.

Приемником Василия Васильевича в следующем поколении, сменив на посту своего старшего товарища, стал также уже ветеран следственной службы, подполковник в отставке Владимир Ланько, который с интересом рассказал читателям газеты о своем пути в ведомстве:
– В 2001 году закончил Академию МВД. Работал в органах внутренних дел до декабря. Почему именно в это направление? С детства был пропитан атмосферой соответствующих разговоров и историй. Пошел по стопам отца. И его брат также работал в уголовном розыске в Сморгони. Меня, конечно, отговаривали. Фраза была четкая: «Ты что, не знаешь, куда идешь? Дома не будешь». Мать говорила: «Мне хватит в семье одного милиционера, достаточно, второго не надо».
Но я был настойчив и уверенно шел к своей цели. И здесь, не побоюсь сказать, сработал патриотизм на все сто процентов. И вся служба так прошла до момента увольнения.
Поступил сразу. Медкомиссию прошел, экзамены было сдавать проще, потому что я точно такие же, кроме физкультуры, сдавал, когда учился в педагогическом классе. При том, что в 1997 году в это заведение был очень высокий конкурс – 17 человек на место.
А форма висит в шкафу. Достанешь ее, посмотришь, обязательно почистишь. Из песни ведь слов не выкинешь.
Владимир Ланько
Первое мое место работы было в Червене с августа 2001-го по август 2002-го, так как распределяли только на следственные должности, и в этом районе место было. Вернулся в Воложин через год на смену Анатолию Карнауху, который уходил на заслуженный отдых. Так и остался в родном городе. В следствии прослужил до 2005 года и затем перешел в уголовный розыск. После смены направлений работы в итоге все же вернулся в следственные органы в момент формирования новой структуры.
Да, задавали вопросы, кто не против на перевод в Следственный комитет. Кто-то принял положительное решение, некоторые мои коллеги не согласились, остались в милиции. Ну, скажем так, каждый выбирает свой путь. Вот я на должность старшего следователя сразу туда и пришел. А в 2015 году, когда Василий Виршич уходил на пенсию, мою кандидатуру рассмотрели на должность зама, предложили, я согласился. И проработал до 2021 года с Виталием Юревичем до его перевода в Вилейский район.
В целом моя мечта сбылась. Отработал я на совесть, никогда никаких вопросов по службе не возникало. Да, было по всякому: интересно, иногда нудно, монотонно. Но ни на одну минуту не возникало желания бросить все это и уйти. Скажем так, понимал, что я на своем месте, делаю правильную работу. Вот это, наверное, и держало.
Я, можно сказать, с детства в милиции, еще со школы. Папин брат, который в уголовном розыске служил и именно с тяжелыми случаями сталкивался, много рассказывал, то есть погружение во все это произошло рано.
Ушел из органов по выслуге лет. Последний рабочий день был 31 декабря 2023 года. Председатель нашей ветеранской организации Виктор Якутович вручил мне удостоверение, теперь плачу взносы. Решил попробовать себя на гражданке.
Как говорят, бывших не бывает. Так, чтобы взял, ушел, закрыл дверь и все. 22 года практики никуда не денешь. Жизнь в любом случае преломлена под призмой деятельности.
Владимир Ланько
Сейчас три подполковника, у которых был наставником, трудятся в областном управлении. Это моя гордость: Оксана Гульба, Витя Головчиц и Илья Глинский. И я когда-то перенимал опыт, когда пришел на преддипломную практику молодым курсантом на три месяца. Все азы следственной работы рассказывал и показывал мне Иван Селятыцкий.
По поведению окружающих людей всегда понимаешь, искренен, не искренен, достоверно что-то говорит либо где-то недоговаривает. И это мне очень помогает в моей сегодняшней деятельности.
На гражданке тоже все неплохо. Новое направление, новые идеи. Также интересно. Моя формула успешной деятельности: хочу, могу и делаю. О службе воспоминания самые теплые, несмотря, как говорится, на все ее тяготы и лишения. Да, сейчас появилось больше времени на семью, на спорт. С удовольствием хожу заниматься на турник или в спортзал. Опять же, по роду теперешней работы могу в месяц несколько раз быть в Гомеле, в Бресте, в Витебске. Где-то по дороге заедешь, что-то посмотришь. Этот момент никогда не упускаю.
Есть ли мечта? Хороший вопрос. Наверное, в краткосрочной перспективе состояться на своей теперешней работе, достичь определенного уровня. Должен быть смысл какой-то. Есть большое желание посетить Норвегию. Очень хочется там побывать.
Ветеранам и действующим сотрудникам в преддверии праздника желаю крепкого физического и психического здоровья, чтобы все мечты реализовывались, задуманное исполнялось. И обязательно мирного неба.
Екатерина КОРОЛЬ,
фото автора