«Пчеловодство — особое мастерство», – считают герои моего рассказа Галина Стаселович и Витольд Завадский. Уход за пчелами для них — это не только выполнение своих должностных обязанностей, но и активное времяпровождение, тесное общение с природой, один из смыслов жизни.

Пчелиная пасека, принадлежащая Воложинскому лесхозу, появилась возле деревни Клим примерно в шестидесятых годах. Почти одновременно с образованием деревообрабатывающего цеха один из работников Николай Климович посадил несколько плодовых деревьев и поставил ульи. Сейчас на территории сада 66 ульев и столько же передвигаются по лесам и цветущим полям на специальных платформах. В небольшом, но просторном деревянном домике хранится все необходимое для работы пчеловодов. Как только заходишь в помещение, на тебя обрушиваются запахи прополиса и меда, даже начинает кружиться голова. Для пчеловодов привычно, а для меня было волнительным нахождение в такой близости с главными труженицами природы. В результате впечатлила и беседа с этими замечательными людьми.

– С самого детства наблюдаю за жизнью пчел, – рассказывает Галина Мечиславовна, – так как у моего отца была своя пасека. Боялась их жутко, не думала, что придется постичь эту науку и связать свою жизнь с профессией пчеловода. На пороге сорокапятилетнего стажа в профессии ничуть не жалею, что пчелы стали важной составляющей моей жизни. В молодости пробовала жить и работать в Минске, но со временем поняла, что не хватает природы и родных мест. По рекомендации подруги закончила Смиловичский техникум по специальности пчеловод. В декретном отпуске гостила у родителей, тогда же и получила предложение поработать в Воложинском лесхозе на пасеке. Так и осталась.
– Какими качествами нужно обладать, чтобы стать профессионалом в этой профессии?
– Должно быть много усердия, так как пчелы лени не простят. Быть пчеловодом — это и большой труд, и огромное удовольствие. А еще это занятие, которое затягивает целиком, дает неплохой дополнительный доход организации. Несколько ульев есть и на моем приусадебном участке – это и дополнительный заработок, и здоровье. Не зря говорят, что пчеловоды — долгожители.
– Как часто вас кусают пчелы?
– Для защиты во время работы на пасеке используется специальный дымарь. Из этого нехитрого устройства дымит сушеный стержень – початка кукурузы, например. Можно использовать и просто древесину, но она прогорает гораздо быстрее. Да, кусают и довольно часто, но это уже дело привычки. Особенно ближе к осени пчелки чувствуют приближение холодов, понимают, что их стратегический запас почему-то исчезает. Еще по опыту знаю, что есть злые пчелиные семьи, а есть более покладистые. К злым стараемся заглядывать в улей в очень хорошую погоду, чтобы пчелки были максимально спокойны. Если случайно придавить пчелу, то срабатывает своеобразный сигнал тревоги. А вот пчелиные укусы можно промыть водой и посыпать солью. И главное, чтобы не было аллергии на пчелиный яд. Просто так они кусать не станут. Еще пчелы не любят посторонние запахи, парфюм, ароматизированное мыло, запах табака или алкоголя.
Лесные, дикие пчелы – злые. Виды, которые есть у нас, более миролюбивые, такие как «Карпатка», «Каринка», «Среднерусская». Уж очень умные и организованные эти создания природы. Жизнь в улье устроена идеально. Чему можно поучиться и человеку. Когда они заняты работой, то им нет дела до излишней суетливости.
За время учебы и потом работы взгляды изменились. Я научилась любить пчел. Раньше их боялась, а теперь знаю их характер. Знаю, когда они болеют, а они знают, в каком я настроении. Если чувствуют страх, напрягаются и расстраиваются. Если я спокойна, то и они тоже.
Галина Стаселович

– В какое время и как начинается ваш рабочий день?
– По-разному, все зависит от погоды и настроения пчел. В дождь, например, открывать ульи нельзя – мед будет испорчен. Какое-то время занимает дорога до пасеки или до платформ. Надеваем с Витольдом защитные костюмы, обеспечивающие защиту с ног до головы, растапливаем дымари, используемые для успокоения пчел, и выходим на пасеку. Чистим ульи, следим за здоровьем пчел, помещаем, где были обнаружены больные насекомые, на карантин и собираем мед. Отдельный фронт работ – это ловля роя пчел в определенный период. С Витольдом Владимировичем работаем вместе уже около двадцати лет. Он отличный напарник.
Витольд Владимирович родом из деревни Магенцы. В 1995 году начал работать на частной пасеке, где было около 200 ульев. Четыре года набирался опыта. Поступил на обучение в Смиловичи. После окончания техникума служил в армии. Вернулся домой и продолжил работать с пчелами. Несмотря на то, что много раз был покусан в первые годы практики, остался в профессии. Супруга относится к его занятию очень положительно. В свое время тоже мечтала о пчеловодстве, но стала зоотехником. В домашнем хозяйстве есть ульи, вот там она и воплощает свою мечту.
– Витольд Владимирович, что входит в обязанности пчеловода?
– Нашу работу можно назвать сезонной. Все зависит от природного цикла жизнедеятельности пчел, от погодных условий. Начинаем обычно с ранней весны и заканчиваем поздней осенью. Зимой работы меньше, в основном она заключается в подготовке к сезону и уходу за ульями. С помощью медицинского прибора, стетоскопа слушаем: жужжат пчелы или нет. Кстати, если в улье тишина, то скорей всего все в порядке. Если активно жужжат, значит есть проблема – возмущаются. В течение всего сезона в наши основные обязанности входит привлечение пчел в ульи, формирование новых семей, подкормка, лечение и профилактика от болезней. Собственно, сбор меда и других ценных продуктов, таких как воск, прополис, пыльца, маточное молочко и даже пчелиный яд.
Сколько вложено труда в килограмм меда, и нашего, и пчелки! Чтобы принести в своем зобике 15 миллиграммов нектара, ей нужно посетить около тридцати тысяч цветков.
Витольд Завадский
– Как сохранить пчелиный рой и здоровье пчел?
– Мы делаем все, что можем. Одна из опасностей – это пчелиный клещ. Если он заводится, то погибает вся семья. Ведь после укуса вредителя ранки не заживают. Нужно покупать качественное и эффективное лекарство. Если пчелки роятся, то нужно знать, как их собрать с помощью специальной ловушки. В одном улье никогда не уживутся две хозяйки. Поэтому одна из маток с группой пчел покидает улей и ищет новое место для жизни своей семьи.


– Как вы понимаете, что мед готов?
– Чтобы проверить, можно набрать продукт в ложку и наклонить ее. Если струя ровная, а мед на тарелку укладывается слоями, то это признак натурального лакомства. Еще одно наблюдение: последняя капля с ложки не должна просто упасть. Остатки меда сначала должны вытянуться в струйку, нижняя часть струйки – отделиться, а верхняя – подтянуться и застыть.
Здоровья и сил прибавляет эта полезная продукция. За многие годы съели ни один десяток литров. Кстати говоря, вот сейчас платформы с ульями находятся на рапсовых полях. Именно рапсовый мед полезен для людей с заболеваниями сердца. Знаю случай, когда мужчина, воспользовался этим замечательным продуктом и за несколько лет лечения полностью улучшил работу сердца. Если по утрам пить воду с растворенной ложечкой меда, то польза для организма будет колоссальная.
Липовый мед более полезен при простудных заболеваниях. Есть еще падевый мед. Его пчелки собирают в особо жарких условиях. Деревья, спасаясь от жары и потери влаги, выделяют сахарный сироп, который и защищает растения. Такой мед крайне полезен для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.





Побеседовав с Галиной Стаселович и Витольдом Завадским, еще раз убедилась, насколько глубокой и осмысленной может быть связь между людьми и пчелами. Для них пчеловодство – не просто профессия, а призвание, образ жизни, наполненный трудом, терпением и любовью к природе.
Беседовала
Инна Далидович,
фото автора